Логотип института естественных наукИнститут естественных наук

Слабовидящим

Бакалавриат. 05.03.02 «География»

Профили подготовки:

«Физическая география и ландшафтоведение», «Экономическая и социальная география», «Рекреационная география и туризм»

Срок обучения

4 года;

Общая характеристика направления подготовки. Направление 05.03.02 «География». Профили подготовки «Экономическая и социальная география», «Рекреационная география и туризм», «Физическая география и ландшафтоведение».

Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 05.03.02 География согласно ФГОС «включает проектную, производственную, научно-исследовательскую и педагогическую работу, связанную со знаниями о земле».

Современная практика хозяйственного и административного управления, государственного планирования и регулирования на разных территориальных уровнях, территориальное планирование, индивидуальная предпринимательская деятельность малоэффективны без учета демографической и природоресурсной базы региона или населенного пункта, без учета возможностей инфраструктурных объектов. Рациональное размещение хозяйственного объекта уже само становится ценным ресурсом. В то же время, многие хозяйственные и административные руководители не владеют навыками территориального планирования, оценки экономико-географического и транспортно-географического положения. В этом деле требуется специальная подготовка бакалавров на стыке естественных и экономических наук — по профилю "Экономическая и социальная география". Необходимость в этом профиле объясняется также потребностью в экономико-географах в образовательных учреждениях республики.

Быстрое развитие индустрии туризма в мире и России, увеличение числа туристских фирм и агентств требует все больше сотрудников, способных не только продавать чужой туристский продукт, но и, используя глубокие географические познания, производить собственный туристский продукт. Все это обуславливает потребность в профиле "Рекреационная география и туризм".

Современная практика хозяйственного и административного управления, государственного планирования и регулирования на разных территориальных уровнях, территориальное планирование, индивидуальная предпринимательская деятельность малоэффективны без учета демографической и природоресурсной базы региона или населенного пункта, без учета возможностей инфраструктурных объектов. Проведение комплексных географических исследований отраслевых, региональных и глобальных проблем, оценка воздействий на окружающую среду, выявление и диагностика проблем охраны природы и систем взаимодействия общества и природы, решение эколого-географических задач, связанных с устойчивым развитием, анализ частных и общих проблем рационального использования природных условий и ресурсов. Все эти задачи включаются в подготовку бакалавров на по профилю "Физическая география и ландшафтоведение". Необходимость в этом профиле объясняется также потребностью в физико-географах в образовательных учреждениях республики.

Описание основной образовательной программы

Базовые дисциплины основной образовательной программы по направлению подготовки: землеведение, геоморфология, климатология с основами метеорологии, гидрология, биогеография, география почв с основами почвоведения, ландшафтоведение, социально-экономическая география, география населения с основами демографии, геоурбанистика, топография, картография, физическая и экономическая география России и мира и другие.

Профильные дисциплины для профиля «Физическая география и ландшафтоведение»: геохимия ландшафта, геофизика ландшафта, ландшафтное планирование, ландшафтная экология и другие.

Профильные дисциплины для профиля «Экономическая и социальная география»: международные экономические отношения, территориальная организация общества, политическая география и геополитика, экономика природопользования и другие.

Профильные дисциплины для профиля «Рекреационная география и туризм»: туристские районы России и мира, рекреационная география, страноведение и международный туризм, технология и организация туристско-рекреационной деятельности и другие.

Практика

Предприятия, на базе которых проходит практика: геоэкологическая станция «Фертики» (база учебных полевых практик), лаборатория геоинформационного картографирования, лаборатория пространственных исследований UrbanGEOlab, комплексная географическая экспедиция, проектно-изыскательские предприятия, туристские фирмы и агентства, земельно-кадастровые центры, районные администрации, статистические органы разного уровня, школы и другие образовательные учреждения.

Участие в различных мероприятиях

Студенты постоянно участвуют в региональных, всероссийских и международных научных конференциях и олимпиадах, спортивных и культурных конкурсах.

Международное сотрудничество

Активная часть студентов участвует в работе Европейской ассоциации студентов и молодых географов (EGEA), в международных студенческих конференциях и обменах, в рамках которых посетили Австрию, Германию, Нидерланды, Польшу, Румынию, Украину, Хорватию.

Кадровое обеспечение учебного процесса

Преподавание на факультете по профильным дисциплинам ведут квалифицированные преподаватели: 3 доктора наук и профессоров, более 20 кандидатов наук и доцентов.

Аудиторное и материально-техническое обеспечение учебного процесса

В целом обеспеченность обучающихся основной учебной и учебно-методической литературой хорошая. Учебно-методические издания, подготовленные кафедрами, позволяют восполнить недостаток учебной и учебно-методической литературы, централизованно поступающей в фонды библиотеки университета.

На географическом факультете имеются следующие средства вычислительной техники: специализированный компьютерный класс и программное обеспечение. Выпускающие кафедры также имеют компьютеры и современную оргтехнику. Компьютеры специализированного класса и выпускающих кафедр имеют выход в университетский, международные и российские информационные сети. Все компьютеры факультета объединены в локальную сеть. В целом удается обеспечить студентов достаточным количеством компьютерного времени.

Учебно-лабораторная база. Для реализации Основной образовательной программы выпускающие кафедры используют общеучебные аудитории УдГУ, а также аудитории и лаборатории, закрепленные за географическим факультетом. В число последних входят: 2 специализированные лаборатории (геоинформационного картографирования и фотограмметрии, геоэкологического мониторинга, имеющая государственную аккредитацию), специализированная аудитория почвоведения, геологический музей, специализированная аудитория методики преподавания географии. Специализированное назначение имеет геоэкологическая станция, на базе которой проводятся учебные и производственные практики. Кроме того, используются специализированные аудитории и лаборатории физического и биолого-химического факультетов УдГУ, специализированные спортивные аудитории (тренажерные залы, плавательный бассейн и др.) факультета физической культуры и спорта (ФФКиС).

Сотрудничество с научными учреждениями

Географический факультет активно сотрудничает с Московским, Санкт-Петербургским, Казанским, Пермским и другими ведущими университетами России. Кафедра физической и общественной географии является членом Межвузовского координационного совета по проблемам эрозионных, русловых и устьевых процессов при МГУ; сотрудники кафедры географии являются активными членами Ассоциации российских географов — обществоведов (АРГО); практически все преподаватели и сотрудники факультета являются действительными членами Русского географического общества (РГО).

Достижения студентов и выпускников. Выдающиеся выпускники

Студенты факультета неоднократно становились победителями и призерами всероссийских студенческих олимпиад, Большого географического фестиваля и других всероссийских и региональных конкурсов. Многие выпускники факультета занимают ответственные руководящие посты в районных и городских администрациях, в государственных учреждениях и проектно-изыскательских организациях.

Возможности продолжения образования

Выпускники факультета имеют возможность продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре факультета на бюджетной основе.

Виды профессиональной деятельности

Бакалавр по направлению подготовки 021000 — География в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, указанными в ФГОС ВПО по данному направлению, должен иметь следующие компетенции:

  1. Общекультурные (ОК) (обязательные для всех профилей подготовки, — все общекультурные компетенции от ОК-1 до ОК-16) соответствуют ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки География.

  2. Профессиональные (ПК):

2.1. Общенаучные — все общенаучные профессиональные компетенции от ПК-1 до ОПК-3 соответствуют ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки География;

2.2. Общепрофессиональные — все общепрофессиональные компетенции от ПК-4 до ПК-11 соответствуют ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки География.

2.3. Профильно-специализированные (по видам деятельности):

2.3.1. Компетенции по профилю «Физическая география и ландшафтоведение»:

2.3.2. Компетенциии по профилю «Экономическая и социальная география»:

2.3.3. Компетенции по профилю «Рекреационная география и туризм»:

2.3.9. Компетенции по профилю «Региональная политика и территориальное проектирование»:

Трудоустройство

Возможные места работы: высшие учебные заведения, проектно-изыскательские предприятия, туристские фирмы и агентства, земельно-кадастровые центры, районные администрации, статистические органы разного уровня, школы и другие образовательные учреждения.

Контакты:

Адрес: 426034, Ижевск, ул. Университетская, 1, корп. 1
Телефон: 916–452, 916–454
E-mail: geo@uni.udm.ru