СлабовидящимСлабовидящим

Бакалавриат. 05.03.02 «География»

Профили подготовки:

«Физическая география и ландшафтоведение», «Экономическая и социальная география», «Рекреационная география и туризм»

Срок обучения

4 года;

Общая характеристика направления подготовки.

Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 05.03.02 География согласно ФГОС «включает проектную, производственную, научно-исследовательскую и педагогическую работу, связанную со знаниями о Земле».

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  • способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
  • способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
  • способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);
  • способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);
  • способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
  • способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
  • способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
  • способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);
  • способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

  • способностью использовать базовые знания в области фундаментальных разделов математики в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом в географических науках, для обработки информации и анализа географических данных (ОПК-1);
  • способностью использовать базовые знания фундаментальных разделов физики, химии, биологии, экологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических, биологических, экологических основ в общей, физической и социально-экономической географии (ОПК-2);
  • способностью использовать базовые общепрофессиональные теоретические знания о географии, землеведении, геоморфологии с основами геологии, климатологии с основами метеорологии, гидрологии, биогеографии, географии почв с основами почвоведения, ландшафтоведении (ОПК-3);
  • способностью использовать в географических исследованиях знания об общих основах социально-экономической географии, географии населения с основами демографии, геоурбанистики (ОПК-4);
  • способностью использовать знания в области топографии и картографии, уметь применять картографический метод в географических исследованиях (ОПК-5);
  • способностью использовать знания общих и теоретических основ физической географии и ландшафтов России, физической географии материков и океанов (ОПК-6);
  • способностью использовать в географических исследованиях знания об общих и теоретических основах экономической и социальной географии России и мира (ОПК-7);
  • способностью использовать знания о географических основах устойчивого развития на глобальном и региональном уровнях (ОПК-8);
  • способностью использовать теоретические знания на практике (ОПК-9);
  • способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-10).

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями (ПК):

  • способностью использовать основные подходы и методы комплексных географических исследований, в том числе географического районирования, теоретические и научно-практические знания основ природопользования (ПК-1);
  • способностью использовать базовые знания, основные подходы и методы физико-географических, геоморфологических, палеогеографических, гляциологических исследований, уметь проводить исследования в области геофизики и геохимии ландшафтов (ПК-2);
  • способностью использовать базовые знания, основные подходы и методы экономико-географических исследований, уметь применять на практике теоретические знания по политической географии и геополитике, географии основных отраслей экономики, их основные географические закономерности, факторы размещения и развития (ПК-3);
  • способностью применять на практике базовые и теоретические знания по рекреационной географии и туризму, объектах природного и культурного наследия, анализировать туристско-рекреационные потребности, а также рекреационную и туристскую активность населения, виды рекреационной и туристской деятельности, особенности развития туристской инфраструктуры, своеобразие территориальных рекреационных систем России и мира и процессы глобализации в мировом туризме (ПК-4);
  • проектная и производственная деятельность: способностью применять методы комплексных географических исследований для обработки, анализа и синтеза географической информации, географического прогнозирования, планирования и проектирования природоохранной и хозяйственной деятельности (ПК-5);
  • способностью применять на практике методы физико-географических, геоморфологических, палеогеографических, гляциологических, геофизических, геохимических исследований (ПК-6);
  • способностью применять на практике методы экономико-географических исследований, экономико-географического районирования, социально-экономической картографии для обработки,
  • анализа и синтеза экономико-географической информации, владением навыками территориального планирования и проектирования различных видов социально-экономической и природоохранной деятельности, умением применять на практике основные модели и инструменты региональной политики (ПК-7);
  • способностью применять и анализировать методы рекреационно-географических исследований, оценивать механизмы организации рекреационно-туристской отрасли, основы ее эффективности (ПК-8);
  • контрольно-ревизионная деятельность: способностью использовать навыки природоохранного и социально-экономического мониторинга, комплексной географической экспертизы, эколого-экономической оптимизации на разных уровнях (ПК-9);
  • организационно-управленческая деятельность: способностью использовать навыки планирования и организации полевых и камеральных работ, а также участия в работе органов управления (ПК-10);
  • педагогическая деятельность: способностью использовать навыки преподавания географических дисциплин в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-11).

Современная практика хозяйственного и административного управления, государственного планирования и регулирования на разных территориальных уровнях, территориальное планирование, индивидуальная предпринимательская деятельность малоэффективны без учета демографической и природоресурсной базы региона или населенного пункта, без учета возможностей инфраструктурных объектов. Рациональное размещение хозяйственного объекта уже само становится ценным ресурсом. В то же время, многие хозяйственные и административные руководители не владеют навыками территориального планирования, оценки экономико-географического и транспортно-географического положения. В этом деле требуется специальная подготовка бакалавров на стыке естественных и экономических наук — по профилю "Экономическая и социальная география". Необходимость в этом профиле объясняется также потребностью в экономико-географах в образовательных учреждениях республики.

Быстрое развитие индустрии туризма в мире и России, увеличение числа туристских фирм и агентств требует все больше сотрудников, способных не только продавать чужой туристский продукт, но и, используя глубокие географические познания, производить собственный туристский продукт. Все это обуславливает потребность в профиле "Рекреационная география и туризм".

Описание основной образовательной программы

Базовые дисциплины основной образовательной программы по направлению подготовки: землеведение, геоморфология, климатология с основами метеорологии, гидрология, биогеография, география почв с основами почвоведения, ландшафтоведение, социально-экономическая география, география населения с основами демографии, геоурбанистика, топография, картография, физическая и экономическая география России и мира и другие.

Профильные дисциплины для профиля «Физическая география и ландшафтоведение»: геохимия ландшафта, геофизика ландшафта, ландшафтное планирование, ландшафтная экология и другие.

Профильные дисциплины для профиля «Экономическая и социальная география»: международные экономические отношения, территориальная организация общества, политическая география и геополитика, экономика природопользования и другие.

Профильные дисциплины для профиля «Рекреационная география и туризм»: туристские районы России и мира, рекреационная география, страноведение и международный туризм, технология и организация туристско-рекреационной деятельности и другие.

Практика

Предприятия, на базе которых проходит практика: биогеоэкологическая станция «Фертики» (база учебных полевых практик), лаборатория геоинформационного картографирования, лаборатория пространственных исследований UrbanGEOlab, комплексная географическая экспедиция, проектно-изыскательские предприятия, туристские фирмы и агентства, земельно-кадастровые центры, районные администрации, статистические органы разного уровня, школы и другие образовательные учреждения.

Участие в различных мероприятиях

Студенты постоянно участвуют в региональных, всероссийских и международных научных конференциях и олимпиадах, спортивных и культурных конкурсах.

Международное сотрудничество

Активная часть студентов участвует в работе Европейской ассоциации студентов и молодых географов (EGEA), в международных студенческих конференциях и обменах, в рамках которых посетили Австрию, Германию, Нидерланды, Польшу, Румынию, Украину, Хорватию.

Кадровое обеспечение учебного процесса

Преподавание в институте по профильным дисциплинам ведут квалифицированные преподаватели: 2 доктора наук и профессора, более 20 кандидатов наук и доцентов.

Аудиторное и материально-техническое обеспечение учебного процесса

В целом обеспеченность обучающихся основной учебной и учебно-методической литературой хорошая. Учебно-методические издания, подготовленные кафедрами, позволяют восполнить недостаток учебной и учебно-методической литературы, централизованно поступающей в фонды библиотеки университета.

В институте имеются следующие средства вычислительной техники: специализированный компьютерный класс и программное обеспечение. Выпускающие кафедры также имеют компьютеры и современную оргтехнику. Компьютеры специализированного класса и выпускающих кафедр имеют выход в университетский, международные и российские информационные сети. Все компьютеры факультета объединены в локальную сеть. В целом удается обеспечить студентов достаточным количеством компьютерного времени.

Учебно-лабораторная база. Для реализации Основной образовательной программы выпускающие кафедры используют общеучебные аудитории УдГУ, а также аудитории и лаборатории, закрепленные за институтом. В число последних входят: 2 специализированные лаборатории (геоинформационного картографирования и фотограмметрии, геоэкологического мониторинга, имеющая государственную аккредитацию), специализированная аудитория почвоведения, геологический музей. Специализированное назначение имеет биогеоэкологическая станция, на базе которой проводятся учебные и производственные практики. Кроме того, используются специализированные аудитории и лаборатории других институтов УдГУ, специализированные спортивные аудитории (тренажерные залы, плавательный бассейн и др.) институт физической культуры и спорта (ФФКиС).

Сотрудничество с научными учреждениями

Институт активно сотрудничает с Московским, Санкт-Петербургским, Казанским, Пермским и другими ведущими университетами России. Кафедра физической и общественной географии является членом Межвузовского координационного совета по проблемам эрозионных, русловых и устьевых процессов при МГУ; сотрудники кафедры географии являются активными членами Ассоциации российских географов — обществоведов (АРГО); практически все преподаватели и сотрудники факультета являются действительными членами Русского географического общества (РГО).

Достижения студентов и выпускников. Выдающиеся выпускники

Студенты факультета неоднократно становились победителями и призерами всероссийских студенческих олимпиад, Большого географического фестиваля и других всероссийских и региональных конкурсов. Многие выпускники факультета занимают ответственные руководящие посты в районных и городских администрациях, в государственных учреждениях и проектно-изыскательских организациях.

Возможности продолжения образования

Выпускники факультета имеют возможность продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре факультета на бюджетной основе.

Трудоустройство

Возможные места работы: высшие учебные заведения, проектно-изыскательские предприятия, туристские фирмы и агентства, земельно-кадастровые центры, районные администрации, статистические органы разного уровня, школы и другие образовательные учреждения.

Контакты:

Адрес: 426034, Ижевск, ул. Университетская, 1, корп. 1
Телефон: 916–452, 916–454
E-mail: gf.udsu@mail.ru; geo@uni.udm.ru