СлабовидящимСлабовидящим

Магистратура 06.04.01 Биология (Биоэкология)

Степень (квалификация)

магистр биологии.

Срок обучения

2 года.

Общая характеристика направления подготовки

Актуальность подготовки магистров биологов - экологов, обладающих необходи-мыми теоретическими знаниями об особенностях внешнего и внутреннего строения от-дельных особей растений, животных и их органов, связанными с эволюционными и эко-логическими факторами окружающей среды, их органах, о закономерностях развития и строения биогеоценозов, специфике различных флористических и фаунистических ком-плексов, знакомых с практикой их охраны и рационального природопользования не вызы-вает сомнений.

Целью подготовки является обучение специалистов нового типа, способных си-стемно, стратегически мыслить, обладающих глубокими знаниями и владеющих навыка-ми решения конкретных проблем в смежных областях знаний – биологии и экологии.

В число первоочередных задач на всех уровнях - локальном, региональном и гло-бальном, особенно для промышленно развитых регионов, входит решение экологических проблем. Специальные курсы и лабораторные практикумы позволяют дать знания и уме-ния для проведения наблюдений за воздействиями загрязнений на структуру и функцио-нирование наземных и пресноводных экосистем получить навыки работы с живыми си-стемами на уровне видов, популяций и сообществ (слежение за конкретными видами фау-ны и флоры, проведение мониторинга состояния окружающей природной среды; опреде-ление численности и плотности популяций и прочее). Как наука синтетическая, биоэколо-гия требует чрезвычайно многосторонней подготовки будущего магистра. Решению этой задачи способствуют богатые традиции кафедр ботаники и экологии растений и экологии животных Удмуртского государственного университета, ведущих уже почти полвека под-готовку специалистов биологов, по разным направлениям – урбанофлористике, синан-тропной и антропогенной флоре и фауне, популяционным исследованиям редких видов, адаптации видов в искусственных условиях, фаунистические и экологические наблюдения по разным группам животных (энтомологии, орнитологии, териологии), экологии микро-организмов, исследованию почв и их химического состава, включая анализ тяжелых ме-таллов и многое другое. За это время кафедра ботаники накопила уникальные гербарные коллекционные фонды и хранит традиции лучших отечественных научных школ в данной отрасли знания. Гербарий Удмуртского университета включен в международный каталог гербариев мира (UDU). Кафедра экологии животных имеет уникальную базу анкетных данных по распространению птиц в республике. Базой для проведения учебных занятий и научных исследований кафедр является Учебный Ботанический сад, биологическая стан-ция «Сива», лаборатория почвенной экологии, Естественно-научный музей, Гербарий, национальный парк “Нечкинский” и др.

Описание основной образовательной программы. Подготовка магистров включает как изучение общих дисциплин, так и ряда курсов углубленной специализации. Общие курсы позволяют сформировать базовую систему представлений об основных принципах организации и механизмах функционирования природных систем, их разнообразии и за-

кономерностях развития. Курсы дополнительной специализации отвечают потребностям подготовки профильных специалистов. Студенты будут ознакомлены с основными про-блемами современной теоретической биологии и экологии, получат знания об основных экологических законах, репродуктивной биологии растений и животных. Для решения за-дач мониторинга окружающей среды студентам будут прочитаны курсы по ресурсоведе-нию, научным основам охраны растений и животных и экологическому мониторингу. План подготовки магистров охватывает все основные разделы биологии и экологии: гео-химия и геофизика биосферы, экология популяций и сообществ, основы биогеоценологии, экологическую анатомию растений, систематику растений и животных, экологию всех элементов биоты, экологию почв, экологические основы ландшафтного дизайна.

В рамках магистерской программы студенты могут получить углубленную темати-ческую специализацию: «Фундаментальные и прикладные исследования в области охраны растений и животных», «Сохранение биоразнообразия», «Прикладная экология и охрана биологических ресурсов». Магистерские диссертации по программе могут быть посвяще-ны как общим проблемам экологии, так и разработке частных вопросов существования отдельных видов их комплексов, популяций в естественных или антропогенно изменен-ных условиях среды.

Практики

Практические навыки студенты получают в ходе выполнения заданий во время прохождения практик (научно-производственной, педагогической, преддипломной, учеб-ной). Практики позволяет студентам приобрести навыки работы с широким кругом при-родных объектов – растениями, животными, водой, воздухом и почвой; методы наблюде-ния за растительными и животными объектами, а также оценки их устойчивости и уязви-мости и работы в коллективах. Освоение методов физико-химического анализа почв поз-воляет оценить плодородие почвы и уровень ее загрязнения, методы биотестирования, микротехнические и другие используются при мониторинге состояния природной среды как нарушенных, так и охраняемых территорий. Возможность специализации практически в любом из направлений современной экологии позволяют студенту осуществить точный выбор области своей будущей профессиональной деятельности.

Возможность участия в научных мероприятиях

Магистранты за время учебы будут вовлечены в научно исследовательскую работу и принимать участие в инновационных форумах, научных конференциях различного ран-га, выступать на заседаниях научного общества (Удмуртском отделении Русского Ботани-ческого общества). В зависимости от предмета исследований могут быть направлены на стажировки к ведущим специалистам России. Преподаватели двух кафедр начиная с 2005 г. до сего дня совместно со студентами и аспирантами выполняют работы по темам, фи-нансируемым из бюджета Удмуртской Республики («Оценка состояния редких и исчеза-ющих видов растений и животных с созданием локальной сети особо охраняемых при-родных территорий в административных районах Удмуртской Республики»; «Исследова-ние состояния популяций объектов растительного и животного мира, занесённых в Крас-ную книгу Удмуртской Республики, на территории административных районов Удмурт-ской Республики») и в рамках Государственного задания Министерства образования и науки РФ (Принципы сохранения и современная динамика видового разнообразия редких флористических комплексов Вятско-Камского междуречья в условиях антропогенного воздействия; Оценка механизмов и основные принципы натурализации инвазионных ви-дов в различных типах биоценозов), проводят научно-исследовательские работы по оцен-ке антропогенного воздействия на биоту на территории природного парка «Усть – Бельск» и «Шаркан».

Кадровое обеспечение учебного процесса

В учебном процессе заняты высококвалифицированные специалисты, имеющие ученые звания и степени (более 75%) и стаж работы не менее 10 лет. На кафедрах имеется необходимое оборудование, учебно-методическая литература и компьютерное оснащение.

Руководитель магистерской программы − О.Г. Баранова, доктор биологических наук, профессор. В Удмуртском государственном университете она работает с 1984 года, в должности заведующей кафедрой ботаники и экологии растений последние 11 лет. За-нимается научной работой в области популяционных исследований и охраны редких ви-дов растений, интродукции растений, биотехнологий растений, сравнительной флористи-ки. Является координатором международного научного проекта в Предуралье «Атлас флоры Европы» (Atlas Florae Europaeae: Distribution of vascular plants in Europe. Botanical Museum of the Finnish Museum of Natural History, Helsinki). Она участвует в подготовке специалистов около 25 лет, под её руководством защитились более 70 студентов-дипломников. В настоящее время руководит 3 аспирантами, под руководством О.Г. Бара-новой защищены 5 кандидатских диссертаций. Автор более 250 публикаций, в том числе 20 монографий и 16 учебных и учебно-методических пособий. Является председателем Удмуртского отделения Русского ботанического общества, членом Президиума и Совета РБО, Председателем комиссии по природной флоре в Совете ботанических садов России и стран СНГ, Председателем комиссии по редким видам растений в Совете ботанических садов Урала и Поволжья. Член комиссии по «Особо охраняемым природным территориям Удмуртской Республики» и комиссии по «Красной книге Удмуртской Республики» при Министерстве природных ресурсов и охране окружающей среды Удмуртской Республики. О.Г. Баранова является Ответственным редактором научного журнала «Вестник Удмурт-ского университета» и главный редактор Серии Биология. Науки о Земле. Почетный ра-ботник ВШ РФ (2006), Заслуженный деятель науки УР (2015), Лауреат Государственной премии Удмуртской Республики в области науки (1993), Лауреат Государственной пре-мии Правительства Удмуртской Республики (1999), Лауреат премии Кировской области (2015).

Аудиторное и материально-техническое обеспечение учебного процесса

Научно-исследовательская работа студентов ведется на 2-х кафедрах: ботаники и экологии растений, экологии животных УдГУ. В учебном процессе задействован весь аудиторный потенциал университета, который имеет 7 корпусов. Кафедра ботаники имеет 8 аудиторий, большая часть которых является специализированными лабораториями. В их число входит лаборатория почвенной экологии, аккредитованная в 2011 г., Гербарий, ла-боратория микроклонального размножения растений. Кафедра экологии животных имеет 5 аудиторий, в том числе и помещение Естественно-научного музея.

На занятиях широко используется наглядный материал, мультимедийные материа-лы. Имеется факультетский компьютерный класс на 15 ПК современного уровня.

По всем дисциплинам учебного плана обеспеченность учебной и научной литера-турой высокая. Имеется как основная, так и дополнительная литература. Электронная библиотека насчитывает 5841 экземпляр, в том числе электронные учебники, учебные и учебно-методические пособия, энциклопедии, диссертации и авторефераты, статьи из пе-риодических изданий.

Сотрудничество с научными учреждениями

Кафедра ботаники активно сотрудничает с ботаническими садами, входящими в Совет ботанических садов Урала и Поволжья, Главным ботаническим садом, Ботаниче-

ским институтом РАН (договор о сотрудничестве), отделом интродукции при Удмуртском отделении УрО РАН (договор о сотрудничестве), Институтом экологии Волжского бас-сейна РАН (договор о сотрудничестве).

Возможности продолжения образования выпускника

Магистры могут продолжить обучение в аспирантуре по: 03.02.01 – ботаника, 03.02.08 – экология, которые открыты в вузе.

В результате освоения ФГОС ВПО выпускник будет подготовлен к профессио-нальной деятельности по:

  • планированию и реализации научно-исследовательских задач, связанных с изучением структурно-функциональной организации, устойчивости и эво-люции экологических систем на организменном, популяционном, биоцено-тическом и экосистемном уровнях организации живой природы;
  • осуществлению прикладных исследований, разработок и решению практи-ческих задач в области оценки состояния окружающей среды, прогнозиро-вания состояния биоресурсов биосферы;
  • оценке и разработке методов сохранения биоразнообразия;
  • реализации инновационных проектов в рамках программы по организации рационального природопользования, уменьшения экологических рисков.
  • биомониторинг и биологический контроль состояния природной среды, оценка антропогенных воздействий на нее.
  • охрана природы: проектирование и осуществление мероприятий по охране природы, заповедное дело.
  • педагогическая деятельность (при условии освоения соответствующей обра-зовательно-профессиональной программы педагогической профиля) препо-давание в средней и высшей школе, осуществление просветительской дея-тельности в области биологии и экологии.

Магистр по данному направлению будет:

  • владеть широким спектром методов биологии и прикладной экологии, биологиче-ского контроля окружающей среды, применяет их в целях оценки и прогноза состояния окружающей среды, охраны природы;
  • уметь планировать и осуществлять мероприятия по охране биоразнообразию и ра-циональному использованию природных ресурсов;
  • использовать методы и приемы микробной индикации, фитоиндикации, зооинди-кации тесты для оценки экологического качества среды;
  • использовать знания фундаментальных закономерностей экологии для оценки устойчивости экосистем;
  • знать принципы применения биотехнологических методов в охране природы и ликвидации антропогенных загрязнений окружающей среды.

Трудоустройство

Рынок труда крайне нуждается в специалистах способных теоретически мыслить и использовать на практике приемы комплексного подхода к живым объектам вне их таксо-номической принадлежности, специалистов широкого профиля способных обучать уча-щихся на разных примерах из области ботаники и зоологии, в свете их экологических по-требностей и умеющих в целом оценивать все негативные последствия на окружающую среду и разрабатывать весь комплекс мер для решения задач по рациональному природо-пользованию.

Места работы выпускников программы – природоохранные учреждения и органи-зации (экологические инспекции, заповедники, национальные парки), научно-исследовательские институты и лаборатории биологического, лесохозяйственного, сель-скохозяйственного, экологического, биохимического, рыбохозяйственного профиля, выс-шие и средние профессиональные учебные заведения, школы, учреждения дополнитель-ного образования, санитарная, ветеринарная и коммунальная службы, рыбоводческие и охотничьи хозяйства, озеленительные организации, ботанические сады и др.

Места трудоустройства:

  • ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»,
  • Министерство сельского хозяйства и продовольствия УР,
  • Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР, Росприроднадзор, Роспотребнадзор и т.п.
  • Общеобразовательных школы, средние профессиональные учебные за-ведения и т.п.
  • ФГБУ Национальный парк “Нечкинский”

Контакты

Баранова Ольга Германовна, заведующий кафедрой ботаники и экологии растений

426034, г. Ижевск, ул. Университетская, д. 1, корп. 1

Тел.+7 (3412) 916–448,

E-mail: ob@uni.udm.ru