СлабовидящимСлабовидящим

Бакалавриат. 05.03.03 «Картография и геоинформатика»

Профили подготовки:

05.03.03.01 «Картография»

05.03.03.02 «Геоинформатика»

Срок обучения

4 года.

Общая характеристика направления подготовки

Область профессиональной деятельности бакалавров-картографов включает научно-исследовательскую, проектно-производственную и педагогическую работу, связанную с картографией, геоинформационным картографированием, геодезией и аэрокосмическим зондированием земной поверхности.

В связи с происходящими в стране социально-экономическими преобразованиями, направленными на изменение формы собственности на землю, переход на новую систему налогообложения на земельные участки, возникла острая необходимость в размежевании земель, ведения земельного и градостроительного кадастров. Активизация строительных работ, проведение и обновление линий коммуникаций, федеральные программы по проведению крупномасштабных топографо-геодезических съемок, широкое применение в различных отраслях народного хозяйства данных дистанционного зондирования Земли требует все большего участия специалистов в области картографии и геоинформатики.

В ходе обучения будущие картографы-геоинформатики овладевают компьютерной техникой и современными электронными геодезическими приборами, теорией и методами картографии, геодезии и геоинформатики, изучают цифровые фотограмметрические станции и способы обработки данных дистанционного зондирования Земли, особенности внедрения и эксплуатации геоинформационных систем. Блок географических наук включает в себя: землеведение, геоморфологию, климатологию и метеорологию, экономическую и социальную географию России и мира, физическую географию России и мира и др.

Описание основной образовательной программы

Образовательная программа по направлению подготовки 05.03.03 Картография и геоинформатика разработана в соответствии с образовательными стандартами нового поколения и нацелена на овладение выпускником следующих компетенций, необходимых в будущей профессиональной деятельности:

  • владение базовыми общепрофессиональными теоретическими знаниями о географической оболочке, о теоретических основах географии, геоморфологии, метеорологии и климатологии, гидрологии, биогеографии, географии почв с основами почвоведения, ландшафтоведения, топографии;
  • владение знаниями о теоретических основах социально-экономической и физической географии,концепциях территориальной организации общества;
  • владение базовыми знаниями в области информатики, компьютерных и мультимедийных технологий, программных средств, методов работы в компьютерных сетях, умение создавать базы данных и использовать ресурсы сети "Интернет" для целей картографирования, получения и обработки снимков,владение средствами глобального позиционирования;
  • владение знаниями об интерфейсе ГИС-пакетов, моделях, форматах данных, вводе пространственных данных и организации запросов в ГИС, умение создавать инфраструктуры пространственных данных;
  • владение методами составления, редактирования, подготовки к изданию и издания общегеографических и тематических карт, атласов и других картографических изображений в традиционной аналоговой и цифровой формах, умение создавать новые виды и типы карт;
  • владение аэрокосмическими методами картографирования и моделирования, основанными на компьютерных технологиях обработки снимков нового типа (сверхвысокого разрешения, тепловых, радиолокационных), а также методами компьютерных стереоизмерений и трехмерного аэрокосмического моделирования;
  • умение применять картографические методы познания в практической деятельности;
  • владение картографическим, геоинформационными и аэрокосмическим методами для решения проектно-производственных задач;
  • владение современными геоинформационными и веб-технологиями создания карт, программным обеспечением в области картографии, геоинформатики и обработки аэрокосмических снимков;
  • способность использовать инфраструктуры пространственных данных и геопорталы, методы и технологии обработки пространственной информации из различных источников для решения профессиональных задач, умение создавать географические базы и банки данных;
  • способность работать с топографическими картами, геодезическим и другим полевым оборудованием в проектно-производственной деятельности; осуществлять сбор пространственных данных с помощью систем спутникового позиционирования;
  • способность составлять и редактировать общегеографические и тематические карты, атласы и другие виды картографических произведений с использованием геоинформационных и издательских технологий; разрабатывать оформление и компьютерный дизайн карт разных видов в графических и ГИС-пакетах;
  • способность использовать технологии аэрокосмических исследований Земли в практической деятельности;
  • владение современным программным обеспечением в области картографии, геоинформатики;
  • владение методами организации, ведения, редактирования и контроля картографических и геоинформационных работ;
  • владение методами руководства коллективами в области картографии и геоинформатики.

Практика. Предприятия, на базе которых проходит практика

Учебная и производственная практики студентов могут проходить в инженерно-геодезических и картографических службах, на аэрофотогеодезических предприятиях, в строительных, архитектурно-проектных организациях, транспортных компаниях, гидрометеорологических и лесных службах, государственных кадастровых учреждениях. Можно отметить ряд организаций г. Ижевска, на которых студенты проходили производственную и предквалификационную практики: Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости-Федеральное БТИ; проектно-изыскательская фирма «Грин», ООО Удмуртское научно-производственное предприятие «НИПИнефть», проектно-конструкторский институт ООО «Промпроект», Главное управление архитектуры и строительства, ООО «Городской землеустроительный центр», Автономное Учреждение управление охраны окружающей среды и природопользования Минприроды Удмуртской Республики, геофизическая компания «УдмуртГеофизика», ФГУП УО «Уралаэрогеодезия» и др.

Кадровое обеспечение учебного процесса

Учебный процесс обеспечивают высококвалифицированные кадры — из 7 штатных преподавателей 3 кандидата наук, остальные — имеют большой опыт работы на производстве.

Аудиторное и материально-техническое обеспечение учебного процесса

Материально-техническое обеспечение позволяет вести учебный процесс на высоком профессиональном уровне, при этом помещения для самостоятельной и практической работы студентов оснащены компьютерной техникой с подключением к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации. В

компьютерных классах имеется необходимое программное обеспечение для осуществления учебного процесса: геоинформационные системы, векторизаторы, системы автоматизированного проектирования, обработки данных дистанционного зондирования и др. Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий.

Виды профессиональной деятельности. Что будет знать и уметь выпускник?

Выпускник, освоивший программу бакалавриата по направлению подготовки 05.03.03 «Картография и геоинформатика» должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:

  1. научно-исследовательская деятельность:
  • сбор, систематизация и целенаправленная обработка пространственной информации на локальном, региональном и глобальном уровнях;
  • тематическая картографическая интерпретация результатов съемок местности, материалов дистанционного зондирования Земли, геодезических и спутниковых измерений, статистических данных и других источников;
  • создание баз и банков цифровой топографической и тематической информации;
  • создание топографических, тематических карт природы, населения, хозяйства и экологического состояния с различной степенью обобщения материала, включая синтетические, оценочные и прогнозные карты, серий карт и атласов геосистем разных иерархических уровней и их компонентов;
  • исследование свойств географических карт, как моделей окружающей действительности, и их использование в научной, учебной, производственной, административно-хозяйственной, оборонной деятельности;
  • использование и развитие геоинформационных технологий и геоинформационных систем (далее - ГИС), средств телекоммуникации, систем спутникового позиционирования, внедрение новых компьютерных технологий в научные исследования и хозяйственную практику;
  • формирование картографического и геоинформационного обеспечения научно-исследовательских проектов;
  • использование картографических и геоинформационных методов при исследовании геосистем;
  1. проектно-производственная деятельность:
  • проведение съемок, организация и выполнение полевых картографо-геодезических работ и обработкаих данных;
  • проектирование, составление, оформление, редактирование карт, атласов и другой картографическойпродукции;
  • практическая организация и контроль картографического и геоинформационного производства;
  • создание баз и банков данных цифровой геоинформации разного тематического и иерархического уровня;
  • проектирование географических информационных систем разного территориального масштаба, тематического содержания и целевого назначения;
  • обработка аэрокосмической и другой дистанционной информации разного вида и масштаба с целью картографирования и ведения проектных и производственных работ;
  • создание ортофотокарт, цифровых моделей рельефа, местности и ситуаций, схем дешифрирования;
  • использование картографических, геоинформационных и аэрокосмических материалов для решения проектно-производственных, оборонных, культурно-образовательных задач, в том числе с использованием методов математического моделирования и компьютерных технологий;
  • использование новейших телекоммуникационных технологий для целей топографического и тематического картографирования;
  1. организационно-управленческая деятельность:
  • руководство деятельностью картографического и (или) геоинформационного сектора, рабочей группы;
  • организация и ведение картографических и геоинформационных работ;
  1. педагогическая деятельность:
  • учебная работа в образовательных организациях высшего образования.

Трудоустройство. Возможные места работы.

Специалист по картографии собирает, систематизирует и обрабатывает пространственную информацию на различных уровнях. Занимается картографической интерпретацией результатов съемок местности и материалов дистанционного зондирования Земли. Составляет тематические оценочные и прогнозные карты. Специалистов-картографов привлекают для создание кадастровых карт и картографическом обеспечении земельного, водного, городского и др. видов отраслевых и комплексного кадастров. Геоинформатики и картографы востребованы как в частных структурах, так и в государственных компаниях. В первом случаи, специалисты требуются при строительстве и проектировании, для разработки спутниковых систем и карт на их основе. Во втором – для работ по составлению земельного, водного и других видов кадастра. Область профессиональной деятельности выпускников включает организации и службы различного ведомственного подчинения, занимающиеся картографией, геоинформатикой, геоинформационным картографированием, геодезией и аэрокосмическим зондированием земной поверхности, в том числе:

  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
  • Федеральные и региональные органы охраны природы и управления природопользованием;
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и подведомственные им федеральные службы и агентства, а также Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Государственная корпорация по атомной энергии, Федеральное агентство по туризму, Федеральная служба безопасности Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти;
  • органы власти и управления субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
  • академические и ведомственные научно-исследовательские организации;
  • общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования;
  • природоохранные подразделения производственных предприятий и организаций;
  • средства массовой информации;
  • общественные организации.

Контакты:

г. Ижевск, Удмуртский государственный университет, ул. Университетская, 1, корпус 1.

тел. 916–458,

geo@uni.udm.ru