Логотип института естественных наукИнститут естественных наук

Слабовидящим

Кафедра экологии и природопользования

Рысин Иван Иванович

Руководитель: Рысин Иван Иванович, доктор географических наук, профессор
Телефон: 91-64-33
Адрес: корп. I, ауд. 101
E-mail: rysin@udsu.ru


Страницы истории.

В 2013 году в рамках географического факультета, на базе двух самостоятельных структурных подразделений была создана кафедра «Экологии и природопользования». Возглавил вновь созданное подразделение доктор географических наук профессор Саранча Михаил Александрович. Благодаря Михаилу Александровичу процесс слияния двух самостоятельных структурных единиц прошел максимально безболезненно. С 2014 года кафедру руководство кафедрой осуществляет доктор географических наук профессор Рысин Иван Иванович. Иван Иванович является председателем Удмуртского отделения Русского географического общества, и активно занимается развитием данного направления.

До момента образования кафедры два самостоятельных структурных подразделения: кафедра «Природопользования и геоэкологического картографирования» и кафедра «Общей экологии» имели насыщенную событиями 20-летнюю историю, заслуживающую детального рассмотрения.

История кафедры природопользования и геоэкологического картографирования
Кафедра природопользования и геоэкологического картографирования была организована в 1993 г., на основании приказа по университету № 398/01-05 от 23.06.93. Отцом-основателем кафедры и ее главой по 2013 год стал В.И.Стурман, доктор географических наук (с 1996 г.), профессор (с 1997 г.), заслуженный деятель науки Удмуртской Республики (с 2005 г.), почетный работник высшего профессионального образования РФ (с 2011 г.). Девяностые, особенно их первая половина были не только «лихими». Это было еще и время развития, время надежд. Университет бурно рос, и новые специализации, специальности, кафедры и целые факультеты создавались довольно часто. Так, всего 3 годами раньше (в 1990-м) географический факультет отделился от биолого-химического. Кафедра природопользования и экологического картографирования была образована путем разделения созданной годом ранее (1992) кафедры геодезии и экологического картографирования. Поначалу эта кафедра обеспечивала учебный процесс на открытой в том же 1992 г. специальности «картография». В 1993-м была открыта специализация «рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды» в рамках географической специальности. Тогда же стало ясно, что специальность и специализация другой специальности – многовато для одной кафедры.

Новая кафедра поначалу разместилась в одной небольшой комнатке 1-го этажа 1-го общежития; сейчас там находится университетская гостиница. Рядом в такой же комнатке квартировали картографы, а еще имелась одна на две кафедры лаборантская и две аудитории. Кроме 1 этажа 1 общежития, факультет в те годы размещался еще в двух разных зданиях: деканат, кафедра физической географии и 1 аудитория – в 1 корпусе, кафедра экономической географии и 3 аудитории – в 4 корпусе. Частые переходы между корпусами стали неотъемлемой частью студенческой жизни. Оборудованных аудиторий не было, а техническая база поначалу состояла из двух полуживых «компьютеров» ДВК, у которых все виды памяти помещались на одной гибкой дискете. Но эти трудности начала 1990-х не стали препятствием ни для научной, ни для учебной работы.

По мере того как переходили с курса на курс первые студенты, набранные в 1993 г. на новую специализацию, в учебном расписании появлялись все новые спецкурсы. Формировался коллектив кафедры. Одновременно крепли связи с профильными организациями, а результаты работ находили отражение в научных публикациях. В 1993 г. при помощи Ижевского городского комитета по охране окружающей среды была создана геоэкологическая лаборатория, затем началась эколого-геохимическая съемка районов Ижевска. С 1998 г. начались прикладные работы: тома ОВОС и инженерно-экологические изыскания, в основном под нефтепромыслы и объекты уничтожения химического оружия. Не отставали и работы фундаментального характера. В 1995 г. вышло из печати первое учебное пособие, в 1996 г. защищена первая докторская.

Пора перемен для кафедры наступила в 1996-97 гг. В 1996 г. волна переселений в связи с вводом 6-го корпуса позволила всем кафедрам факультета собраться в 4-м корпусе. В 1997 г. состоялся первый выпуск, появился первый современный компьютер, была открыта специальность «Природопользование» и аспирантура по специальности «охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» (ныне специальность «геоэкология»).

Учебный процесс был организован так, что переход от специализации к специальности прошел быстро и безболезненно. Первые студенты новой специальности были приняты в 1997 г. сразу на второй курс, путем перевода со специальности «география» (вместо очередного набора на специализацию), и уже в 2001 г. из стен университета вышли первые дипломированные экологи-природопользователи. В 1998 г. подготовка экологов-природопользователей была начата и в Воткинском филиале (заочно).

В 2000-х гг. событий было меньше. Менялись не столько организационные формы, сколько содержание работы. Совершенствовались учебные планы и рабочие программы, водились новые учебные дисциплины. Произошел переход на новый учебный план, на основе государственного образовательного стандарта 2000 г. В 2009 г. была открыта магистерская программа «Экологическое проектирование и экспертиза» (с 2011 г. «Экологическое сопровождение хозяйственной деятельности»). В 2011 г. началась подготовка по программе бакалавриата, по направлению «Экология и природопользование». Публиковались учебные пособия и научные работы, защищались диссертации. Постепенно росли объемы учебной нагрузки и хоздоговорных работ; по данному показателю кафедра на протяжении ряда лет была одной из ведущих в вузе.

История кафедры общей экологии
В 2014 году кафедре общей экологии Удмуртского государственного университета исполнилось 20 лет. Оглядываясь назад, приходится констатировать, что коллективом кафедры пройден нелегкий путь становления и развития, но, несмотря на трудности, накопленный солидный багаж учебно-методической и научной работы свидетельствует об успешности и результативности кафедры как одного из структурных подразделений университета. Кафедра общей экологии была организована в 1994 году при биолого-химическом факультете УдГУ. В 1997 г. она вошла в состав Высшего экологического колледжа, в 2000 г. – в состав экологического факультета, в 2001 г. – Института гражданской защиты и экологии УдГУ. С 2004 г. кафедра обрела свой первоначальный статус структурного подразделения в составе биолого-химического факультета. Основателем кафедры является доктор биологических наук, профессор Николай Геннадьевич Ильминских, выпускник Казанского государственного университета (1976), дважды лауреат государственной премии Удмуртской Республики (1993, 2000). С 2004 по 2009 гг. кафедру возглавлял доктор биологических наук, профессор Виктор Васильевич Туганаев – лауреат государственной премии Удмуртской Республики (1993, 2001) и правительства УР (1999), заслуженный деятель науки УР (1980), заслуженный деятель науки РФ (1993), почетный гражданин г. Ижевска (2005). С 2009 г. кафедрой руководит Ольга Анатольевна Капитонова, кандидат биологических наук, доцент. С момента образования кафедры в ее составе плодотворно трудились три доктора (Н.Г. Ильминских, М.Ф. Кузнецов, В.В. Туганаев) и восемь кандидатов наук (В.А. Тычинин, В.А. Шадрин, О.А. Капитонова, Н.И. Братчук, Н.В. Козловская, Б.Г. Котегов, А.В. Туганаев, С.В.Дедюхин). В настоящее время в профессорско-преподавательский состав кафедры входят: доктор наук, профессор В.В. Туганаев; 6 кандидатов наук (В.А. Тычинин, В.А. Шадрин, О.А. Капитонова, Б.Г. Котегов, Н.В. Холмогорова, Г.Р. Платунова), старший преподаватель Д.А.Адаховский. Учебно-вспомогательную часть коллектива кафедры составили ведущий инженер Н.Н. Калинина, инженер И.А. Каргапольцева и специалист по учебно-методической работе В.Г. Матюшина. В 2003 г. на кафедре состоялся первый выпуск специалистов экологов (до этого выпускались биологи, специализировавшиеся на общей экологии). С этого времени ежегодное число выпускников колеблется в пределах от 15 до 28 человек. Большинство выпускников кафедры находят применение своих профессиональных навыков и знаний в различных организациях и предприятиях г. Ижевска и Удмуртской Республики, некоторые из них работают в образовательной сфере, часть выпускников трудится за пределами республики и даже за рубежом (Австралия, Новая Зеландия), успешно выполняя свои профессиональные обязанности. Процент трудоустройства по специальности среди выпускников кафедры достигает 75% (а среди выпускников магистратуры – 100%), что свидетельствует не только о востребованности экологов на современном рынке труда, но и о высоком качестве полученного образования. В 2009 г. на кафедре открыта магистратура под руководством профессора В.В. Туганаева. Первый выпуск магистров экологии (3 человека) состоялся в 2011 г. С 2011-2012 учебного года кафедра перешла на двухуровневую систему образования с подготовкой бакалавров и магистров по направлению «Экология и природопользование» (профиль «Общая экология»). В 2010 г. на кафедре открыта дополнительная (к высшему образованию) образовательная программа с присвоением квалификации «Эколог (в нефтедобывающей отрасли)», в рамках которой ежегодно от 12 до 32 слушателей получают дополнительную квалификацию, что позволяет им более уверенно чувствовать себя на современном рынке труда. Также на кафедре осуществляется подготовка аспирантов (руководители – В.В. Туганаев, О.А. Капитонова) по специальностям 03.02.08 – «Экология» (биологические науки) и 03.02.01 – «Ботаника». Преподавателями кафедры общей экологии подготовлено и издано 9 учебно-методических пособий предназначенных в основном для студентов-экологов (специалистов, бакалавров, магистрантов). Сотрудниками кафедры серьезная работа ведется и в научной сфере. Основными научными направлениями, развивающимися на кафедре, являются: урбаноэкология, агроэкология, экология водных организмов и их сообществ, геоботаника и ландшафтная экология, биомониторинг окружающей среды, флоро-, фауно- и ценогенез на территории Вятско-Камского Предуралья, структурно-функциональные адаптации биоты к антропогенным местообитаниям (организменный, популяционно-видовой и экосистемный уровни), экологическое обоснование формирования региональной сети особо охраняемых природных территорий и изучение их биоты, эволюция агроэкосистем. Сформирована общая научная тематика кафедры, объединяющая отдельные научные направления: «Структура и динамика антропогенных экосистем Вятско-Камского Предуралья». Коллективом кафедры ведутся также прикладные научные исследования, в том числе: формирование локальных сетей ООПТ, оценка воздействия на окружающую среду в части биоты объектов нефтедобычи на территории Удмуртии, мониторинг растительного и животного мира в зоне защитных мероприятий объектов по уничтожению химического оружия в г. Камбарка и п. Кизнер, рекультивация полигона твердых бытовых отходов г. Ижевска, экологическая оптимизация р. Подборенка (г. Ижевск) и Березовского залива Воткинского пруда (г. Воткинск), экологическая реабилитация Ижевского водохранилища, изучение структурно-динамических особенностей природных и антропогенных экосистем Вятско-Камского Предуралья и экологическое зонирование территории и др. С самого начала деятельности кафедры ее сотрудниками осуществляется научно-исследовательская работа в области изучения и мониторинга пресноводных экосистем Вятско-Камского края. Наиболее активное развитие это направление получило с приходом на кафедру молодых специалистов – биологов и экологов, подготовивших и защитивших кандидатские диссертации, тематика которых была связана с гидробиологическими исследованиями в регионе. За 20 лет учебной и научной деятельности на кафедре подготовлено и выпущено большое количество экологов – специалистов в области изучения структурно-функциональных параметров водоемов и водотоков, защищено несколько магистерских и кандидатских диссертаций гидроэкологической тематики. В настоящее время из 8 штатных преподавателей кафедры 5 ведут научные исследования в указанной области, соответственно, в этом же направлении специализируется большее количество студентов, а также магистрантов и аспирантов. За время существования кафедры усилиями сотрудников и студентов созданы коллекции водных организмов (растений, насекомых, ракообразных, паукообразных, червей, моллюсков, рыб, амфибий), разработаны и апробированы методы изучения пресноводных экосистем, их биотической и абиотической составляющей, заложены основы для осуществления регионального экологического и биологического мониторинга водоемов, в том числе антропогенно трансформированных и Экология популяций и сообществ на региональном уровне исследований искусственных. Полученные сотрудниками кафедры научные материалы легли в основу нескольких монографий, в том числе коллективных, многочисленных статей, опубликованных в материалах конференций различных уровней и в научных журналах, включая рецензируемые, они активно вовлекаются в учебный процесс в таких авторских курсах, разработанных преподавателями кафедры, как «Основы гидробиологии», «Структура и динамика водных экосистем», «Методы экологических исследований», «Биоиндикация загрязнений наземных и водных экосистем», «Методы оценки экологического ущерба», «Экологическая биоморфология растений» и др. О достаточно высокой квалификации сотрудников кафедры и высоком уровне фундаментальных и прикладных исследований, проводимых коллективом кафедры, свидетельствует творческое сотрудничество с другими вузами, учреждениями РАН, а также с коллегами из ближнего и дальнего зарубежья. Высокий уровень и качество преподавания учебных дисциплин сотрудниками кафедры является основой глубоких знаний обучающихся, которые они, в частности, продемонстрировали во время последней аттестации вуза в 2013 г., показав 100 %-ное освоение дисциплины «Общая экология». Сотрудники кафедры принимали участие в подготовке 1-го и 2-го изданий Красной книги Удмуртской Республики, энциклопедии «Удмуртская Республика» (1-е и 2-е издания), ряда коллективных монографий по природе отдельных районов Удмуртии. Кафедра участвует в подготовке и проведении научных мероприятий регионального и российского уровней, в том числе 10-го Всероссийского популяционного семинара «Современное состояние и пути развития популяционной биологии» (г. Ижевск, 17-22 ноября 2008 г.), по итогам работы которого издан сборник материалов (Современное состояние и пути развития популяционной биологии: Материалы Х Всероссийского популяционного семинара. – Ижевск: КнигоГрад, 2008. – 444 с.).

Участие в олимпиадах.

Особенно яркой страницей истории 2000-х гг. стали выступления студентов на всероссийских олимпиадах и конкурсах. Начало было положено в 2000 г., когда студент-географ Кашин А.А. и студент-природопользователь Машков К.А. приняли участие в всероссийской географической олимпиаде в г. Саранске и заняли там соответственно 1-е и 3-е место. С 2002 г. наши студенты под руководством «тренера» Кашина А.А. ежегодно участвовали во всероссийских олимпиадах, проводимых в г. Воронеже, и показали следующие результаты.

Результаты олимпиад

  • 2002 Командное место 3 (число участников команд 16)

Командный состав: Пономарев А.Л. (личное место 5); Вологжанин В.В. (личное место 6); Победы в отдельных номинациях не определялись.

  • 2003 Командное место 2 (число участников команд 16)

Командный состав: Пономарев А.Л., (личное место 2); Вологжанин В.В. (личное место 6); Победы в отдельных номинациях не определялись.

  • 2004 Командное место 1 (число участников команд 18)

Командный состав: Вологжанин В.В. (личное место 6); Беляева С.А. (личное место 5); Победы в отдельных номинациях не определялись.

  • 2005 Командное место 3 (число участников команд 23)

Командный состав: Беляева С.А. (личное место 2); Зяблов Ю.Н. (личное место 10); Победы в отдельных номинациях: Творческий конкурс по региональным проблемам природопользования (Беляева С.А. и Зяблов Ю.Н.), «Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза» (Беляева С.А.), «Геоэкология и экология человека» (Зяблов Ю.Н.)

  • 2006 Командное место 2 (число участников команд 23)

Командный состав: Зяблов Ю.Н. (личное место 2); Семенова Т.В. (личное место 8); Победы в отдельных номинациях: «Экологическая диагностика России» (Зяблов Ю.Н., Семенова Т.В.), «Эколог-эрудит» (Зяблов Ю.Н.)

  • 2007 Командное место 9 (число участников команд 23)

Командный состав: Смирнов Г.В. (личное место 10); Тепаева Д.А. (личное место20); Победы в отдельных номинациях: «Промышленная экология и техногенные риски» (Смирнов Г.В.)

  • 2008 Командное место 2 (число участников команд 24)

Командный состав: Сулин К.Б. (личное место 3); Чураков А.В. (личное место 4); Победы в отдельных номинациях: «Спешите спасти планету» (Сулин К.Б.), «Заповедные уголки, природа мира и красная книга» (Чураков А.В.)

  • 2009 Командное место 6 (число участников команд 28)

Командный состав: Морозов А.П. (личное место 8); Менгалиева А.А. (личное место 15); Победы в отдельных номинациях: нет

  • 2010 Командное место 6 (число участников команд 28)

Командный состав: Менгалиева А.А. (личное место 12); Урванцев И.А. (личное место 11); Победы в отдельных номинациях: нет

  • 2011 Командное место 3 (число участников команд 30)

Командный состав: Урванцев И.А. (личное место 3); Ложкина О.О. (личное место 4); Победы в отдельных номинациях: «Экогеохимия и биоиндикация» (Урванцев И.А., Ложкина О.О.), «Экологические проблемы отходов» (Урванцев И.А.)

  • 2013 Командное место 11 (число участников команд 34)

Командный состав: Ложкина О.О. (личное место 18); Рожихин Н.С. (личное место 23); Победы в отдельных номинациях: «Глобальные и региональные экологические проблемы» (Ложкина О.О.)

  • 2014 Командное место 10 (число участников команд 26)

Командный состав: Шарипов Л.Р. (личное место 21); Ильин В.И. (личное место 19); Победы в отдельных номинациях: нет

  • 2016 Командное место 11 (число участников команд 47)

Командный состав: Шарипов Л.Р. (личное место 29); Ильин В.И. (личное место 23); Победы в отдельных номинациях: Секция «Экогеохимия» (Ильин В.И., Шарипов Л.Р.)

  • 2017 Командное место 10 (число участников команд 32)

Командный состав: Федорова К.С. (личное место 18); Ильин В.И. (личное место 23); Победы в отдельных номинациях: нет

На Востоке России наши студенты тоже показывали прекрасные результаты: 1 место в командном зачете, 1 и 2 (Сулин К.Б. и Лопаткин А.С. соответственно) на олимпиаде в Улан-Удэ в 2008 г., 2 место на молодежной конференции в Новосибирске (Стерхова А.В., 2010 г.), 2 место на конкурсе проектов (Рыболовлева А.А., 2010).

Да, в последние годы успехи наших студентов стали реже и скромнее, чем в первой половине 2000-х. Сказываются и отток лучшей части выпускников школ в столичные вузы (на то и ЕГЭ), и прогрессирующее материально-техническое отставание от федеральных и национальных исследовательских университетом с их особым статусом и финансированием, и общее снижение уровня подготовки выпускников школ, испорченных ЕГЭ. Год от года растет число участников, и по мере накопления опыта происходит обычное в подобных случаях выравнивание класса. Тем не менее, результаты говорят сами за себя, тогда как целый ряд вузов с более громкими именами и рейтингами имеет менее громкие результаты.

В 2004 году Артемьева А.А. выиграла конкурс студенческих работ нефтяной кампании ТНК-ВР, в 2005 году Беляева С.А. – грант Международного благотворительного фонда имени Д.С. Лихачева. В 2010 г. Семенова Т.В. заняла 1 место на всероссийском конкурсе инновационных проектов (г. Москва), в этом же году Саранча М.А. становится одним из победителей Всероссийского конкурса научных проектов «Общенационального совета просветительских организаций» г. Москва в номинации «Туризм», в 2017г. Ильин В.И занял 1 место в номинации лучший доклад на секции «геоэкология и рациональное природопользование» в рамках международной научно-практической конференции «Теория и практика современных географических исследований» и 3 место в III международной студенческой интернет -олимпиаде по направлению «Экология» (Тольятти).

Состав и структура кафедры.

В настоящее время кафедру возглавляет доктор географических наук, доцент Рысин И.И.. Ведущими преподавателями кафедры, работающими на полную ставку, являются:

На часть ставки у нас работают: доцент Артемьева А.А., кандидат географических наук (с 2013 г.), доктор биологических наук, профессор Туганаев В.В. Важную роль в жизни кафедры играет «хозяйка» - ст. лаборант (ныне - документовед) Малькина И.А. При кафедре имеется кабинет экологии лаборатория, где работают Каргапольцева И.А и Калинина Н.Н.

Учебная страница.

Экологическое образование в России относительно молодо. Поэтому разработкой его содержания начальный период времени занимались люди, сами такого образования в свое время не получившие: биологи, географы, геологи, инженеры. Данный аспект со временем компенсировался профессиональным ростом и прохождением курсов профессиональной переподготовки. В дополнение к этому, за последние 10 лет коллектив кафедры значительно омолодился выпускниками профильных специальностей. Кафедра природопользования УдГУ – одна из очень немногих в России экологических кафедр, где тон задают преподаватели, знающие содержание преподаваемых дисциплин не только по книгам, но и по прошлой или текущей работе (главным образом, хоздоговорная деятельность, такая как инженерно-экологические изыскания, разработка природоохранных разделов проектной документации, государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, в т.ч. в части воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза. Возможность зарабатывать практическим выполнением того, чему учим, дает не только практику и фактический материал, но и некоторую независимость от скудной бюджетной зарплаты и бюрократического аппарата. Нормативных документов, «регламентирующих организацию производственно-технологических экологических работ», существуют многие сотни, а с региональными и тысячи. Это не только законы и кодексы, но и бесчисленные постановления, письма, приказы руководителей ведомств, в т.ч. давно упраздненных, а также СНиПы, ГОСТы, СанПиНы, ГН, СП, РД, МУ и т.п. К тому же, в отличие от реальной экономики, где на кону серьезные деньги, в природопользовании систематизированные и постоянно обновляющиеся своды нормативных документов типа «Консультанта» отсутствуют. Всю нормативную базу не знают даже ее разработчики. Преподаватели, и те могут в лучшем случае «знать, что надо знать».

Ключевой компетенцией, необходимой для природоохранной работы на уровне предприятия или государственного природоохранного органа низового уровня, является владение методами разработки предельно-допустимых выбросов (ПДВ), нормативно-допустимых сбросов (НДС), предельных нормативов образования отходов и лимитов размещения (ПНООЛР), и расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду. Указанные документы экологического нормирования разрабатываются на основе проведения инвентаризации источников загрязнения (единиц производственного оборудования), что предполагает наличие у студентов некоторых основ технических знаний, умения хотя бы читать генплан. Требуется также использование многочисленных методик расчета образования загрязняющих веществ, что предполагает наличие вычислительных навыков. Разработка практических природоохранных мероприятий предполагает использование очистных сооружений, с учетом их назначения и технических характеристик. Однако согласно образовательным стандартам и программам дисциплин базовой части, техническая грамотность студентов-экологов не предусматривается.

Не менее важна практическая экономика природопользования на уровне предприятия. Не теорема Коуза, не схемы с квадратиками, а план счетов и бухгалтерский баланс. Курсы экологического менеджмента и аудита в учебные планы введены согласно ФГОС. Однако если студенты до их изучения не освоили некоторые основы бухгалтерского учета, то существует лишь очень маленькая вероятность того, что став государственными инспекторами, они смогут проверить реальность выполнения предприятием планов природоохранных мероприятий, предписаний и т.п., и большая вероятность, что менеджмент и аудит в их исполнении сведутся к перекладыванию и подшиванию бумаг, не ими составленных.

В рамках возможностей вуза мы всё это выправляем. Мы исходим из того, что успешное развитие подразделений университетов, осуществляющих экологическое образование, невозможно без устойчивого спроса на выпускников на рынке труда. В регионах России и в частности в Удмуртии обеспечить такой спрос может только возможность работы в самом массовом секторе рынка труда экологов - в природоохранных подразделениях производственных предприятий (отделы и лаборатории по охране окружающей среды), в т.ч. при совмещении функций специалистов по охране природы и охране труда. Это предполагает достаточно высокий уровень подготовки в области нормативных, технологических и санитарно-гигиенических аспектов охраны окружающей среды.

Понятно, что в университетском образовании не обойтись без дисциплин общеобразовательных, фундаментальных. Последовательное прохождение учебных курсов, аттестации, сдача зачетов и экзаменов – лишь одна сторона профессиональной подготовки, ориентированная на формирование суммы знаний. Не менее важны навыки приложения знаний к практическим задачам, готовность к их решению. Для достижения этой цели создана единая система учебных и производственных практик, курсовых и квалификационных работ, увязанных по содержанию и последовательно решаемым задачам. При этом число курсовых работ ограничено (одна в год), но значение их не сводится к углубленному изучению отдельных разделов отдельных курсов. Курсовые работы являются не реферативными, а творческими, неповторимыми, «привязанными» к особенностям и проблемам региона и ввиду этого попытки отдельных студентов отделаться безликими «болванками», изобильно представленными в Интернете, неотвратимо караются неудовлетворительными оценками и потому распространения не получают.

На младших курсах студенты приобретают навыки работы с литературными источниками и одновременно готовятся к предстоящим учебным полевым практикам. Студент пишет по литературным данным работу, тематически связанную с местом и характером предстоящей производственной практики, акцентируя при этом внимание на проблемах природопользования, существующих в соответствующей отрасли, на предприятии (в организации). Производственную практику студенты проходят на заводах, в нефтяных кампаниях, государственных природоохранных органах, проектно-изыскательских организациях, заповедниках и экологических лагерях.

На 3-м курсе основное внимание уделяется анализу собранных в ходе производственной практики материалов и сопоставлению их с региональными и глобальными закономерностями и тенденциями. На завершающем этапе обучения( 4 курс), в выпускной квалификационной работе, анализируются (сопоставляются) более полные данные, собранные за две практики, на основе этих данных делаются научные и практические выводы, разрабатываются практические рекомендации по решению существующих проблем природопользования.

Переход на многоуровневую систему подготовки (4-летний бакалавриат и 2-летняя магистратура) сказался в большей степени на организационных формах, чем на содержании образования. Сокращение объема подготовки при уменьшении срока обучения по основной программе с 5 до 4 лет произошло, главным образом, по гуманитарным дисциплинам, тогда как профессиональная подготовка сохранилась практически в полном объеме. Магистратура предполагает более углубленное изучение профильных курсов, в связи с чем, некоторые сложности возникают с разным базовым уровнем подготовки магистрантов – выпускников других специальностей. Данная проблема решается путем индивидуального подхода преподавателей при чтении курса.

За все годы подготовки уровень трудоустройства выпускников по специальности составляет около 2/3 (в отдельные годы от 45% до 75%).

Прохождение практик.

Проведение выездных дальних выездных практик является одним из факторов расширения пространственного кругозора у студентов географического факультета, и как следствие необходимой составляющей учебного процесса. В связи с недостаточным финансированием в 90-е годы проведение дальних практик было временно приостановлено. Вновь, в рамках кафедры, оно было возобновлено лишь с 2003г. В подготовке и проведении практики в разные годы участвовали аспиранты и преподаватели кафедры: Борисов А.В, Машков К.А., Вологжанин В.В., Кашин А.А, Семакина А.В., Рубцова И.Ю. В рамках практики, студенты знакомятся с характерными особенностями природопользования разных регионов. Часть из них находят здесь места прохождения производственных практик и последующего трудоустройства. За это время, наши студенты посетили такие природные регионы: Северный и Южный Урал, Карелию, Алтай, Восточные и Западные Саяны, Северный Кавказ, Казахстан, Байкал. Из каждой практики студенты привозили с собой яркие воспоминания, как то посещение действующей шахты в Пермском крае, восхождение на горы в Алтайском, Вишерском и др. заповедниках, белые ночи Карелии, неповторимые Телецкое озеро и Байкал. Во время практики студенты посещают предприятия, знакомятся с технологическими циклами и основными видами воздействия характерными для данной организации на разных стадиях производства. Данная практика помогает профессиональной ориентации студента. Во многих случаях, студенты, проходящие практику на предприятии, в дальнейшем становятся его сотрудниками.