СлабовидящимСлабовидящим

Бакалавриат. 05.03.06 «Экология и природопользование»

Профили подготовки:

"Управление качеством экосистем", "Нормативно-правовые аспекты природопользования в цифровой экономике"

Дополнительная информация о направлении

Срок обучения 4 года;

Общая характеристика направления подготовки

Выпускающая кафедра экологии и природопользования имеет значительный опыт подготовки студентов к практической природоохранной деятельности, содержанию которой в наибольшей степени соответствует направление подготовки 05.03.06 «Экология и природопользование» с профилями подготовки «Природопользование», «Экология». Данный профиль обеспечивает необходимый баланс между изучением различных, объективно существующих аспектов природопользования:

  • экологических, что предполагает учет при принятии решений внутренних закономерностей функционирования экосистем, рассматриваемых в факториальной и популяционной экологии: характера и направленности происходящих сукцессий, трофической структуры биоценозов, состояния составляющих их популяций;
  • географических, что предполагает учет при принятии решений внутренней неоднородности и особенностей территорий, которые при этом затрагиваются: ландшафтов и образующих их геокомпонентов, а также природно-хозяйственных территориальных систем. Поскольку на земле одновременно существуют природно-хозяйственные территориальные системы, отвечающие разным стадиям развития как общества, так и экологических ситуаций, учет географических аспектов природопользования предполагает также использование при прогнозе экологических последствий хозяйственных решений традиционного для географии приема «подстановки времени пространством»;
  • экономических, что предполагает учет при принятии практических решений экономических отношений, действующих в природно-хозяйственных территориальных системах, прогноз экологических последствий хозяйственных решений, а также использование экономических рычагов в целях оптимизации природопользования;
  • юридические и социально-политические аспекты природопользования — анализ влияния законодательства и возникающих вследствие него юридических отношений в обществе на состояние природной среды, а также использование юридических рычагов (законы и подзаконные акты, юридические действия) в целях оптимизации природопользования;
  • технологических, что предполагает анализ и оценку экологичности применяемых или намечаемых к применению технических решений и технологий, а также постоянный поиск технических решений экологических проблем и путей оптимизации природопользования.

Современный механизм управления природопользованием включает:

  • инженерно-экологические и инженерно-гидрометеорологические изыскания, природоохранные разделы проектов;
  • экологическое нормирование (предельно-допустимый выброс, предельно допустимый сброс, предельные нормы образования и лимиты размещения отходов) и экологический мониторинг, без чего не обходится никакое реальное производство и для чего существует целая сеть специализированных экологических предприятий и фирм;
  • государственный контроль за деятельностью, оказывающей воздействие на окружающую среду.

В каждой из этих сфер находится дело для специалистов с данным профилем подготовки. На небольших предприятиях инженер по охране окружающей среды нередко совмещает функции инженера по охране труда; мы готовим студентов и к этой работе.

Учебный процесс

Учебный процесс на направлении 05.03.06 «Экология и природопользование» с профилями подготовки «Природопользование» и «Экология» организуется так, чтобы выпускник хорошо знал и содержание процессов, происходящих в природе, и инженерные методики оценки воздействия на окружающую среду, расчета объемов выбросов и сбросов, образования отходов, и т.п., и нормативную базу (законы, постановления и другие нормативные акты) в сфере природопользования. Подготовка по направлению 05.03.06 Экология и природопользование (профиль природопользование, экология) имеет прикладную направленность. Мы исходим из того, что успешное развитие подразделений университетов, осуществляющих экологическое образование, невозможно без устойчивого спроса на выпускников на рынке труда. В регионах России и в частности в Удмуртии обеспечить такой спрос может только возможность работы в самом массовом секторе рынка труда экологов — в природоохранных подразделениях производственных предприятий (отделы и лаборатории по охране окружающей среды), в т.ч. при совмещении функций специалистов по охране природы и охране труда. Это предполагает достаточно высокий уровень подготовки в области нормативных, технологических и санитарно-гигиенических аспектов охраны окружающей среды. Поэтому в дополнение к базовым дисциплинам федерального компонента, максимально использованы формируемые вузом разделы учебных планов для включения блока прикладных дисциплин: «аналитическая химия», «математико-экологическое моделирование», «охрана атмосферного воздуха», «охрана водных ресурсов», «экология почв и рекультивация», «гидрогеология и инженерная геология», «основы геофизических методов исследований», «экологическое нормирование», «природоохранные технологии», «экология человека и медицинская география», «охрана труда и производственная санитария», «обращение с отходами», «градостроительная экология», «радиационная экология» и др.

В рабочей программе каждой дисциплины определено ее место в структуре подготовки, включая перечни дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данного курса (предшествующих) и дисциплин, для усвоения которых необходимо изучение данного курса (последующих). В то же время последовательность изучения дисциплин обеспечивает приобретение прикладных знаний и навыков, необходимых для успешного прохождения учебных и производственных практик, до начала соответствующих практик: геология, почвоведение, топография, метеорология, биология — до учебной практики 1 курса; общая экология, геоморфология, гидрология, ландшафтоведение, основы природопользования (практическая часть) — до специальной учебной практики 2 курса; техногенные системы и экологический риск, основы природопользования, математико-экологическое моделирование, гидрогеология и инженерная геология, обращение с отходами, экономика природопользования — до производственной практики.

Создана единая система учебных и производственных практик, курсовых и выпускных квалификационных работ, увязанных по содержанию и последовательно решаемым задачам. В результате, практически все выпускники, подготовленные по направлению подготовки «Экология и природопользование» и желающие работать по специальности, такую работу себе находят. О качестве подготовки говорят также результаты выступлений наших студентов на олимпиадах и конкурсах.

Практики

В рамках практики, студенты знакомятся с характерными особенностями природопользования разных регионов. Часть из них находят здесь места прохождения производственных практик и последующего трудоустройства. За это время, наши студенты посетили такие природные регионы: Северный и Южный Урал, Карелию, Алтай, Восточные и Западные Саяны, Северный Кавказ, Казахстан, Байкал. Из каждой практики студенты привозили с собой яркие воспоминания, как то посещение действующей шахты в Пермском крае, восхождение на горы в Алтайском, Вишерском и др. заповедниках, белые ночи Карелии, неповторимые Телецкое озеро и Байкал. Во время практики студенты посещают предприятия, знакомятся с технологическими циклами и основными видами воздействия характерными для данной организации на разных стадиях производства. Данная практика помогает профессиональной ориентации студента. Во многих случаях, студенты, проходящие практику на предприятии, в дальнейшем становятся его сотрудниками.

Контакты

Рубцова Ирина Юрьевна, кандидат географических наук, доцент кафедры экологии и природопользования

426034, г. Ижевск, ул. Университетская, д. 1, корп. 1

Тел.+7 (3412) 916433,

E-mail: irrubcov@yandex.ru