СлабовидящимСлабовидящим

Об ИЕН

Краткая история становления

ИЕН в его современном формате начал свое существование с 1 сентября 2015 года. Его структурные подразделения были сформированы давно. Они были самостоятельными факультетами, но в связи с реформой образовательной системы РФ укрупнение подразделений до масштабов институтов стало наиболее приемлемой формой оптимизации структуры вуза.

Начало исторической жизни ИЕН относится к 25 марта 1931 года, когда вышло Постановление Президиума ВЦИК РСФСР об организации в г. Ижевске педагогического института (УГПИ). Первоначально в его составе было четыре отделения, среди которых было отделение естествознания, представленное кафедрой биологии и кафедрой химии. Преподаватели отделения читали курсы зоологии, ботаники, физиологии, геологии, географии, химии.

В 1972 году Постановлением Совета Министров РСФСР № 181 от 26 марта 1971 г. на базе УГПИ был организован Удмуртский государственный университет (УдГУ). Факультет естествознания УдГУ тогда был представлен тремя специальностями: биология, химия, география.

Основными историческими вехами развития естественнонаучного направления в УдГУ были следующие: 1990 год – выделение специальности «география» в отдельный географический факультет (ГФ).

Специальности «биология» и «химия» были объединены в биолого-химический факультет (БХФ).

В 1994 году на базе лаборатории биотехнологии БХФ был создан факультет медицинской биотехнологии (ФМБТ), призванный готовить специалистов по промышленной биотехнологии лекарственных препаратов.

В 1993 году на базе БХФ была открыта специальность «экология». На её базе был развернут центр экологических исследований, который взял на себя разработку важнейших экологических проблем региона и координацию участия в ней учёных республики. Назревала идея организации самостоятельного учебного подразделения экологического профиля, которая прошла ряд этапов и реализовалась в 2000 году созданием экологического факультета.

Таким образом, к этому периоду в университете велась подготовка специалистов естественнонаучного профиля по биологии, географии, биохимии, химии и экологии, распределенных по 4 факультетам.

В 2006 году произошел возврат специальности «экология» в свою колыбель – БХФ. Это событие показало, что БХФ обладает мощным организующим и объединяющим потенциалом, и в этом просматривается чуть ли не историческая его судьба-обладать огромной «гравитационной» силой, которая притягивает другие естественнонаучные специальности, подобно планете-гиганту, принявшему в свой союз сателлитов с их ближайших орбит.

В мае 2013 года ФМБТ был присоединен к БХФ, а с 1 сентября 2015 года объединенными в Институт естественных наук оказались такие направления подготовки как биология, химия, география, экология, природопользование, биотехнология. Прежние направления вернулись в свое лоно, но на более высоком качественном уровне.

Пожелаем же ИЕН УдГУ новых и более грандиозных успехов в его деятельности!

Образовательные программы

В институте естественных наук вы можете учиться на очной (дневной) форме (4 года) и заочной форме (6 лет для лиц со средним общим образованием и 4 года для лиц со средним специальным образованием).

Направления подготовки бакалавров:

  • Биология;
  • География;
  • Химия;
  • Медицинская биотехнология;
  • Картография и геоинформатика;
  • Экология и природопользование.

Заочная форма обучения осуществляется платно на контрактной основе.

Уникальное сочетание в учебных планах фундаментальных дисциплин, связанных с наукой о Земле, и широкая экологическая, социально-экономическая, информационная, языковая подготовка позволяют студентам получить знания, достаточные как для дальнейшей научной работы, так и для работы практической в качестве дипломированных специалистов в самых различных сферах жизнедеятельности.

Для обеспечения возможности работы в школах и других образовательных учреждениях (вузы, техникумы, колледжи, училища) предусматривается изучение психолого-педагогических дисциплин.

В институте имеются свои компьютерные классы, единственная в республике Геологическая учебная экспозиция с богатой коллекцией минералов, горных пород и палеонтологических находок (более 6000 экспонатов); лаборатория геоэкологического мониторинга, имеющая государственную аккредитацию; лаборатория геоинформационного картографирования; геоэкологическая станция; Учебный ботанический сад УдГУ; Биологическая станция на р. Сива; Учебно-научный институт прикладной экологии; Естественно-научная коллекция: фауна, палеонтологические материалы, минералы; Гербарий; Центральная экологическая лаборатория химического анализа (область аккредитации, различные типы вод, почва, илы, донные отложения, воздух, шумы и вибрации); Лаборатория молекулярной биологии.

Магистерские программы

  • Биоэкология
  • Биология клетки
  • Нейробиология
  • Иммунобиотехнология
  • Прикладная биохимия и биотехнология
  • Аналитическая химия
  • Ботаника
  • Управление в экологии и природопользовании
  • Экологическое сопровождение в хозяйственной деятельности
  • Географические основы рекреации и туризма
  • Прикладная география

Аспирантура

  • Геоэкология
  • Геоморфология и эволюционная география
  • Неорганическая химия
  • Физическая химия
  • Ботаника
  • Экология
  • Физиология
  • Иммунология
  • Клеточная биология, цитология, гистология

Научная работа

В институте сложились перспективные научные направления по биологии, экологии, химии, географии и картографии. Приоритетными научными направлениями экологии является рациональное природопользование, биологии — нейробиология, психофизиология, физиология адаптации, иммунология, биотехнология. В области химии — химия комплексных соединений, электрохимия и коррозия металлов. В области географии и картографии - исследование современных экзогенных и ландшафтообразующих процессов, географических основ формирования сети особо охраняемых природных территорий, оценка ресурсного потенциала территорий, территориальное планирование, экологическое и электронное картографирование, разработка ГИС, изучение проблем школьной и вузовской географии и др. Многие студенты занимаются наукой с первого курса. Руководят ими профессора и доктора наук, широко известные за пределами региона: В. В. Туганаев, О. Г. Баранова, И. В. Проничев, С. М. Решетников, В. И. Корнев, Л. Л. Макарова, И. В. Меньшиков, В. Г. Сергеев, Л. В. Бедулева, И.И.Рысин, А.Г.Илларионов, С.В.Пучковский. Институт активно участвует в выполнении многих республиканских научных программ, связанных с оценкой ресурсного потенциала территорий, мониторинга окружающей среды и экологического картографирования и др.

Свои профессиональные интересы институт реализует в сотрудничестве с Министерством образования и науки республики, Министерством природных ресурсов, организациями оборонного комплекса, нефтяной промышленности и другими отраслями. Реализуется это сотрудничество в подготовке специалистов и в создании проектов хозяйственной деятельности с участием студентов, аспирантов и сотрудников института. Результаты совместной деятельности института с упомянутыми организациями и ведомствами дают уверенность в востребованности наших выпускников на ближайшую перспективу. Ведущие специалисты института ежегодно являются победителями грантов, финансируемых из федеральных и республиканских фондов. Результаты научных исследований находят отражение в ежегодно издаваемых сборниках, монографиях, учебных пособиях, а также в докладах на научных конференциях от регионального до международного уровней.

Практика

Студенческая практика ГФ Специфика обучения в институте заключается в том, что в процессе обучения студенты не только приобретают теоретические знания, но и получают профессиональные навыки организации и проведения научных исследований во время полевых учебных и производственных практик.

На первом курсе летние полевые учебные практики проводятся в окрестностях г. Ижевска, на территории Завьяловского и Якшур-Бодьинского районов, на втором курсе комплексная практика проводится вначале на базах практик, расположенных в Воткинском районе, затем студенты направляются на межзональную практику за пределы нашего региона (Южный Урал, Алтай, Карелия и другие регионы). На 3-м и 4-м курсах студенты направляются на производственную и предквалификационную практику в различные научные, научно-производственные и производственные предприятия и организации в зависимости от выбранной специальности и научной специализации. Наши студенты участвуют в работе научных и изыскательских экспедиции не только в республике, но и за ее пределами.

Студенческая жизнь

В институте «бьет ключом» и студенческая жизнь, ее организатором и идейным вдохновителем является студсовет. Работу студсовета курирует зам. директора по внучебно-воспитательной работе. На факультете стали традиционными «Посвящение первокурсников», «Студенческий экватор», на 3-м курсе, конкурсы стенгазет о полевой практике, выпускается институтская газета. Студенты принимают активное участие в различных университетских мероприятиях (спортивные, туристические, художественная самодеятельность и др.).

Мы ежегодно проводим студенческие олимпиады, победителей направляем для участия на всероссийские олимпиады. С 2000 года наши студенты за последние 8 лет являются постоянными победителями и призерами Всероссийской олимпиады по географии, геоэкологии и природопользованию, проводимой Министерством образования РФ.