Кафедра экологии и природопользования

Руководитель:
Рысин Иван Иванович,
доктор географических наук, профессор
Телефон:
91-64-33
Адрес:
корп. I, ауд. 101
E-mail:
rysin.iwan@yandex.ru
Страницы истории
В 2013 году в рамках географического факультета, на базе двух самостоятельных структурных подразделений была создана кафедра «Экологии и природопользования». Возглавил вновь созданное подразделение доктор географических наук профессор Саранча Михаил Александрович. Благодаря Михаилу Александровичу процесс слияния двух самостоятельных структурных единиц прошел максимально безболезненно. С 2014 года кафедру руководство кафедрой осуществляет доктор географических наук профессор Рысин Иван Иванович. Иван Иванович является председателем Удмуртского отделения Русского географического общества, и активно занимается развитием данного направления.
До момента образования кафедры два самостоятельных структурных подразделения: кафедра «Природопользования и геоэкологического картографирования» и кафедра «Общей экологии» имели насыщенную событиями 20-летнюю историю, заслуживающую детального рассмотрения.
История кафедры природопользования и геоэкологического картографирования
Новая кафедра поначалу разместилась в одной небольшой комнатке 1-го этажа 1-го общежития; сейчас там находится университетская гостиница. Рядом в такой же комнатке квартировали картографы, а еще имелась одна на две кафедры лаборантская и две аудитории. Кроме 1 этажа 1 общежития, факультет в те годы размещался еще в двух разных зданиях: деканат, кафедра физической географии и 1 аудитория – в 1 корпусе, кафедра экономической географии и 3 аудитории – в 4 корпусе. Частые переходы между корпусами стали неотъемлемой частью студенческой жизни. Оборудованных аудиторий не было, а техническая база поначалу состояла из двух полуживых «компьютеров» ДВК, у которых все виды памяти помещались на одной гибкой дискете. Но эти трудности начала 1990-х не стали препятствием ни для научной, ни для учебной работы.
По мере того как переходили с курса на курс первые студенты, набранные в 1993 г. на новую специализацию, в учебном расписании появлялись все новые спецкурсы. Формировался коллектив кафедры. Одновременно крепли связи с профильными организациями, а результаты работ находили отражение в научных публикациях. В 1993 г. при помощи Ижевского городского комитета по охране окружающей среды была создана геоэкологическая лаборатория, затем началась эколого-геохимическая съемка районов Ижевска. С 1998 г. начались прикладные работы: тома ОВОС и инженерно-экологические изыскания, в основном под нефтепромыслы и объекты уничтожения химического оружия. Не отставали и работы фундаментального характера. В 1995 г. вышло из печати первое учебное пособие, в 1996 г. защищена первая докторская.
Пора перемен для кафедры наступила в 1996-97 гг. В 1996 г. волна переселений в связи с вводом 6-го корпуса позволила всем кафедрам факультета собраться в 4-м корпусе. В 1997 г. состоялся первый выпуск, появился первый современный компьютер, была открыта специальность «Природопользование» и аспирантура по специальности «охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» (ныне специальность «геоэкология»).
Учебный процесс был организован так, что переход от специализации к специальности прошел быстро и безболезненно. Первые студенты новой специальности были приняты в 1997 г. сразу на второй курс, путем перевода со специальности «география» (вместо очередного набора на специализацию), и уже в 2001 г. из стен университета вышли первые дипломированные экологи-природопользователи. В 1998 г. подготовка экологов-природопользователей была начата и в Воткинском филиале (заочно).
В 2000-х гг. событий было меньше. Менялись не столько организационные формы, сколько содержание работы. Совершенствовались учебные планы и рабочие программы, водились новые учебные дисциплины. Произошел переход на новый учебный план, на основе государственного образовательного стандарта 2000 г. В 2009 г. была открыта магистерская программа «Экологическое проектирование и экспертиза» (с 2011 г. «Экологическое сопровождение хозяйственной деятельности»). В 2011 г. началась подготовка по программе бакалавриата, по направлению «Экология и природопользование». Публиковались учебные пособия и научные работы, защищались диссертации. Постепенно росли объемы учебной нагрузки и хоздоговорных работ; по данному показателю кафедра на протяжении ряда лет была одной из ведущих в вузе.
История кафедры общей экологии
Новости
В сентябре 2020 г. вышел в свет «Медико-экологический атлас г.Ижевска». Он посвящен теме состояния окружающей среды и ее влияния на заболеваемость населения. Атлас содержит более 30 авторских карт, отражающих состояние природных сред и здоровья населения. В атлас входят карты уровня загрязнения атмосферного воздуха, карта родников города Ижевска, карта озеленения, карта загрязнения снежного и почвенного покрова, карты экологического риска и заболеваемости и др. Картографический материал. Картографический материал дополнен сопроводительным текстом, графиками и иллюстративным материалом.
Предлагаем ознакомиться с материалами атласа: Медико-экологический атлас г.Ижевска
Участие в олимпиадах
Особенно яркой страницей истории 2000-х гг. стали выступления студентов на всероссийских олимпиадах и конкурсах. Начало было положено в 2000 г., когда студент-географ Кашин А.А. и студент-природопользователь Машков К.А. приняли участие в всероссийской географической олимпиаде в г. Саранске и заняли там соответственно 1-е и 3-е место. С 2002 г. наши студенты под руководством «тренера» Кашина А.А. ежегодно участвовали во всероссийских олимпиадах, проводимых в г. Воронеже, и показали следующие результаты.
Результаты олимпиад
- 2002 Командное место 3 (число участников команд 16)
Командный состав: Пономарев А.Л. (личное место 5); Вологжанин В.В. (личное место 6); Победы в отдельных номинациях не определялись.
- 2003 Командное место 2 (число участников команд 16)
Командный состав: Пономарев А.Л., (личное место 2); Вологжанин В.В. (личное место 6); Победы в отдельных номинациях не определялись.
- 2004 Командное место 1 (число участников команд 18)
Командный состав: Вологжанин В.В. (личное место 6); Беляева С.А. (личное место 5); Победы в отдельных номинациях не определялись.
- 2005 Командное место 3 (число участников команд 23)
Командный состав: Беляева С.А. (личное место 2); Зяблов Ю.Н. (личное место 10); Победы в отдельных номинациях: Творческий конкурс по региональным проблемам природопользования (Беляева С.А. и Зяблов Ю.Н.), «Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза» (Беляева С.А.), «Геоэкология и экология человека» (Зяблов Ю.Н.)
- 2006 Командное место 2 (число участников команд 23)
Командный состав: Зяблов Ю.Н. (личное место 2); Семенова Т.В. (личное место 8); Победы в отдельных номинациях: «Экологическая диагностика России» (Зяблов Ю.Н., Семенова Т.В.), «Эколог-эрудит» (Зяблов Ю.Н.)
- 2007 Командное место 9 (число участников команд 23)
Командный состав: Смирнов Г.В. (личное место 10); Тепаева Д.А. (личное место20); Победы в отдельных номинациях: «Промышленная экология и техногенные риски» (Смирнов Г.В.)
- 2008 Командное место 2 (число участников команд 24)
Командный состав: Сулин К.Б. (личное место 3); Чураков А.В. (личное место 4); Победы в отдельных номинациях: «Спешите спасти планету» (Сулин К.Б.), «Заповедные уголки, природа мира и красная книга» (Чураков А.В.)
- 2009 Командное место 6 (число участников команд 28)
Командный состав: Морозов А.П. (личное место 8); Менгалиева А.А. (личное место 15); Победы в отдельных номинациях: нет
- 2010 Командное место 6 (число участников команд 28)
Командный состав: Менгалиева А.А. (личное место 12); Урванцев И.А. (личное место 11); Победы в отдельных номинациях: нет
- 2011 Командное место 3 (число участников команд 30)
Командный состав: Урванцев И.А. (личное место 3); Ложкина О.О. (личное место 4); Победы в отдельных номинациях: «Экогеохимия и биоиндикация» (Урванцев И.А., Ложкина О.О.), «Экологические проблемы отходов» (Урванцев И.А.)
- 2013 Командное место 11 (число участников команд 34)
Командный состав: Ложкина О.О. (личное место 18); Рожихин Н.С. (личное место 23); Победы в отдельных номинациях: «Глобальные и региональные экологические проблемы» (Ложкина О.О.)
- 2014 Командное место 10 (число участников команд 26)
Командный состав: Шарипов Л.Р. (личное место 21); Ильин В.И. (личное место 19); Победы в отдельных номинациях: нет
- 2016 Командное место 11 (число участников команд 47)
Командный состав: Шарипов Л.Р. (личное место 29); Ильин В.И. (личное место 23); Победы в отдельных номинациях: Секция «Экогеохимия» (Ильин В.И., Шарипов Л.Р.)
- 2017 Командное место 10 (число участников команд 32)
Командный состав: Федорова К.С. (личное место 18); Ильин В.И. (личное место 23); Победы в отдельных номинациях: нет
На Востоке России наши студенты тоже показывали прекрасные результаты: 1 место в командном зачете, 1 и 2 (Сулин К.Б. и Лопаткин А.С. соответственно) на олимпиаде в Улан-Удэ в 2008 г., 2 место на молодежной конференции в Новосибирске (Стерхова А.В., 2010 г.), 2 место на конкурсе проектов (Рыболовлева А.А., 2010).
Да, в последние годы успехи наших студентов стали реже и скромнее, чем в первой половине 2000-х. Сказываются и отток лучшей части выпускников школ в столичные вузы (на то и ЕГЭ), и прогрессирующее материально-техническое отставание от федеральных и национальных исследовательских университетом с их особым статусом и финансированием, и общее снижение уровня подготовки выпускников школ, испорченных ЕГЭ. Год от года растет число участников, и по мере накопления опыта происходит обычное в подобных случаях выравнивание класса. Тем не менее, результаты говорят сами за себя, тогда как целый ряд вузов с более громкими именами и рейтингами имеет менее громкие результаты.
В 2004 году Артемьева А.А. выиграла конкурс студенческих работ нефтяной кампании ТНК-ВР, в 2005 году Беляева С.А. – грант Международного благотворительного фонда имени Д.С. Лихачева. В 2010 г. Семенова Т.В. заняла 1 место на всероссийском конкурсе инновационных проектов (г. Москва), в этом же году Саранча М.А. становится одним из победителей Всероссийского конкурса научных проектов «Общенационального совета просветительских организаций» г. Москва в номинации «Туризм», в 2017г. Ильин В.И занял 1 место в номинации лучший доклад на секции «геоэкология и рациональное природопользование» в рамках международной научно-практической конференции «Теория и практика современных географических исследований» и 3 место в III международной студенческой интернет -олимпиаде по направлению «Экология» (Тольятти).
Состав и структура кафедры
В настоящее время кафедру возглавляет доктор географических наук, доцент Рысин И.И.. Ведущими преподавателями кафедры, работающими на полную ставку, являются:
- доцент, кандидат географических наук, доцент Малькова И.Л.;
- кандидат географических наук, доцент Гагарина О.В.;
- ст. преподаватель Гагарин С.А.;
- кандидат географических наук, доцент Семакина А.В.;
- кандидат географических наук Рубцова И.Ю.;
- кандидат биологических наук, доцент Холомогорова Н.В.;
- кандидат биологических наук, доцент Платунова Г.;
- кандидат биологических наук, доцент Котегов Б.Г;
- кандидат биологических наук Шадрин В.А.;
- ст.преподаватель Адаховский Д.А.
На часть ставки у нас работают: доцент Артемьева А.А., кандидат географических наук (с 2013 г.), доктор биологических наук, профессор Туганаев В.В. Важную роль в жизни кафедры играет «хозяйка» - ст. лаборант (ныне - документовед) Малькина И.А. При кафедре имеется кабинет экологии лаборатория, где работают Каргапольцева И.А и Калинина Н.Н.
Учебная страница
Экологическое образование в России относительно молодо. Поэтому разработкой его содержания начальный период времени занимались люди, сами такого образования в свое время не получившие: биологи, географы, геологи, инженеры. Данный аспект со временем компенсировался профессиональным ростом и прохождением курсов профессиональной переподготовки. В дополнение к этому, за последние 10 лет коллектив кафедры значительно омолодился выпускниками профильных специальностей. Кафедра природопользования УдГУ – одна из очень немногих в России экологических кафедр, где тон задают преподаватели, знающие содержание преподаваемых дисциплин не только по книгам, но и по прошлой или текущей работе (главным образом, хоздоговорная деятельность, такая как инженерно-экологические изыскания, разработка природоохранных разделов проектной документации, государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, в т.ч. в части воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза. Возможность зарабатывать практическим выполнением того, чему учим, дает не только практику и фактический материал, но и некоторую независимость от скудной бюджетной зарплаты и бюрократического аппарата. Нормативных документов, «регламентирующих организацию производственно-технологических экологических работ», существуют многие сотни, а с региональными и тысячи. Это не только законы и кодексы, но и бесчисленные постановления, письма, приказы руководителей ведомств, в т.ч. давно упраздненных, а также СНиПы, ГОСТы, СанПиНы, ГН, СП, РД, МУ и т.п. К тому же, в отличие от реальной экономики, где на кону серьезные деньги, в природопользовании систематизированные и постоянно обновляющиеся своды нормативных документов типа «Консультанта» отсутствуют. Всю нормативную базу не знают даже ее разработчики. Преподаватели, и те могут в лучшем случае «знать, что надо знать».
Ключевой компетенцией, необходимой для природоохранной работы на уровне предприятия или государственного природоохранного органа низового уровня, является владение методами разработки предельно-допустимых выбросов (ПДВ), нормативно-допустимых сбросов (НДС), предельных нормативов образования отходов и лимитов размещения (ПНООЛР), и расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду. Указанные документы экологического нормирования разрабатываются на основе проведения инвентаризации источников загрязнения (единиц производственного оборудования), что предполагает наличие у студентов некоторых основ технических знаний, умения хотя бы читать генплан. Требуется также использование многочисленных методик расчета образования загрязняющих веществ, что предполагает наличие вычислительных навыков. Разработка практических природоохранных мероприятий предполагает использование очистных сооружений, с учетом их назначения и технических характеристик. Однако согласно образовательным стандартам и программам дисциплин базовой части, техническая грамотность студентов-экологов не предусматривается.
Не менее важна практическая экономика природопользования на уровне предприятия. Не теорема Коуза, не схемы с квадратиками, а план счетов и бухгалтерский баланс. Курсы экологического менеджмента и аудита в учебные планы введены согласно ФГОС. Однако если студенты до их изучения не освоили некоторые основы бухгалтерского учета, то существует лишь очень маленькая вероятность того, что став государственными инспекторами, они смогут проверить реальность выполнения предприятием планов природоохранных мероприятий, предписаний и т.п., и большая вероятность, что менеджмент и аудит в их исполнении сведутся к перекладыванию и подшиванию бумаг, не ими составленных.
В рамках возможностей вуза мы всё это выправляем. Мы исходим из того, что успешное развитие подразделений университетов, осуществляющих экологическое образование, невозможно без устойчивого спроса на выпускников на рынке труда. В регионах России и в частности в Удмуртии обеспечить такой спрос может только возможность работы в самом массовом секторе рынка труда экологов - в природоохранных подразделениях производственных предприятий (отделы и лаборатории по охране окружающей среды), в т.ч. при совмещении функций специалистов по охране природы и охране труда. Это предполагает достаточно высокий уровень подготовки в области нормативных, технологических и санитарно-гигиенических аспектов охраны окружающей среды.
Понятно, что в университетском образовании не обойтись без дисциплин общеобразовательных, фундаментальных. Последовательное прохождение учебных курсов, аттестации, сдача зачетов и экзаменов – лишь одна сторона профессиональной подготовки, ориентированная на формирование суммы знаний. Не менее важны навыки приложения знаний к практическим задачам, готовность к их решению. Для достижения этой цели создана единая система учебных и производственных практик, курсовых и квалификационных работ, увязанных по содержанию и последовательно решаемым задачам. При этом число курсовых работ ограничено (одна в год), но значение их не сводится к углубленному изучению отдельных разделов отдельных курсов. Курсовые работы являются не реферативными, а творческими, неповторимыми, «привязанными» к особенностям и проблемам региона и ввиду этого попытки отдельных студентов отделаться безликими «болванками», изобильно представленными в Интернете, неотвратимо караются неудовлетворительными оценками и потому распространения не получают.
На младших курсах студенты приобретают навыки работы с литературными источниками и одновременно готовятся к предстоящим учебным полевым практикам. Студент пишет по литературным данным работу, тематически связанную с местом и характером предстоящей производственной практики, акцентируя при этом внимание на проблемах природопользования, существующих в соответствующей отрасли, на предприятии (в организации). Производственную практику студенты проходят на заводах, в нефтяных кампаниях, государственных природоохранных органах, проектно-изыскательских организациях, заповедниках и экологических лагерях.
На 3-м курсе основное внимание уделяется анализу собранных в ходе производственной практики материалов и сопоставлению их с региональными и глобальными закономерностями и тенденциями. На завершающем этапе обучения( 4 курс), в выпускной квалификационной работе, анализируются (сопоставляются) более полные данные, собранные за две практики, на основе этих данных делаются научные и практические выводы, разрабатываются практические рекомендации по решению существующих проблем природопользования.
Переход на многоуровневую систему подготовки (4-летний бакалавриат и 2-летняя магистратура) сказался в большей степени на организационных формах, чем на содержании образования. Сокращение объема подготовки при уменьшении срока обучения по основной программе с 5 до 4 лет произошло, главным образом, по гуманитарным дисциплинам, тогда как профессиональная подготовка сохранилась практически в полном объеме. Магистратура предполагает более углубленное изучение профильных курсов, в связи с чем, некоторые сложности возникают с разным базовым уровнем подготовки магистрантов – выпускников других специальностей. Данная проблема решается путем индивидуального подхода преподавателей при чтении курса.
За все годы подготовки уровень трудоустройства выпускников по специальности составляет около 2/3 (в отдельные годы от 45% до 75%).
Прохождение практик
Проведение выездных дальних выездных практик является одним из факторов расширения пространственного кругозора у студентов географического факультета, и как следствие необходимой составляющей учебного процесса. В связи с недостаточным финансированием в 90-е годы проведение дальних практик было временно приостановлено. Вновь, в рамках кафедры, оно было возобновлено лишь с 2003г. В подготовке и проведении практики в разные годы участвовали аспиранты и преподаватели кафедры: Борисов А.В, Машков К.А., Вологжанин В.В., Кашин А.А, Семакина А.В., Рубцова И.Ю. В рамках практики, студенты знакомятся с характерными особенностями природопользования разных регионов. Часть из них находят здесь места прохождения производственных практик и последующего трудоустройства. За это время, наши студенты посетили такие природные регионы: Северный и Южный Урал, Карелию, Алтай, Восточные и Западные Саяны, Северный Кавказ, Казахстан, Байкал. Из каждой практики студенты привозили с собой яркие воспоминания, как то посещение действующей шахты в Пермском крае, восхождение на горы в Алтайском, Вишерском и др. заповедниках, белые ночи Карелии, неповторимые Телецкое озеро и Байкал. Во время практики студенты посещают предприятия, знакомятся с технологическими циклами и основными видами воздействия характерными для данной организации на разных стадиях производства. Данная практика помогает профессиональной ориентации студента. Во многих случаях, студенты, проходящие практику на предприятии, в дальнейшем становятся его сотрудниками.