СлабовидящимСлабовидящим

Кафедра экологии и природопользования

Рысин И.И.-фото-сайт

Руководитель: Рысин Иван Иванович, доктор географических наук, профессор
Телефон: 91-64-33
Адрес: корп. I, ауд. 101
E-mail: rysin.iwan@yandex.ru


Из истории кафедры

Кафедра экологии и природопользования - это успешное продолжение традиций базовых кафедр природопользования и геоэкологического картографирования и общей экологии, объединенных в 2013 году. Это значимая часть Института естественных наук с особой атмосферой творчества, увлеченностью делом и высоким профессионализмом коллектива и, наконец, - это прекрасный трамплин для молодого специалиста-эколога, вступающего в профессиональную жизнь.

Состав и структура кафедры


Рысин И.И.-фото-сайт Рысин Иван Иванович

Заведующий кафедрой, доктор географических наук, профессор

Учебные дисциплины: «Почвоведение с основами географии почв», «География почв с основами почвоведения», «Экология и охрана почв», «Экологическая геоморфология», «Современные технологии рекультивации почв», «Современные проблемы экологии и природопользования».

Тематика научных исследований: геоэкология эрозионных и русловых систем; эколого-ландшафтный анализ территории; почвенно-эрозионный мониторинг.

Подробнее

Образование: УдГУ, специалитет (географ; преподаватель) (1976); КГУ, аспирантура (1981).

Повышение квалификации: «Философия науки», «Информационные технологии в экологии», «ЭИОС вуза», «Охрана труда и ОПП», «Обращение с отходами».

Трудовая деятельность: УдГУ, с 1976 г.

Гранты, конкурсы: (2006) грант РФФИ - организация Всеросс. науч. конф. в УдГУ (рук.); (2013-2016) 2 грантовых проекта ВОО «РГО» на тему «Подготовка и издание Атласа УР» (рук); (2014) грантовый проект на тему: «Создание электр. варианта Атласа УР с прим. ГИС» (рук.); (2015-2017) грантовый проект РНФ на тему: «Пространственно-временные закономерности развития совр. процессов природно-антропогенной эрозии на с/х землях России» (исп.); (2017) грант РФФИ - организация Всеросс. науч. конф. с междун. участием «Региональные проблемы географии и экологии» (рук.); (2020-2021) грантовый проект ВОО РГО на тему «Интерактивный атлас исчезнувших деревень Удмуртии» (рук.).

Награды: Лауреат премии Правительства УР (2000); Заслуженный деятель науки УР (2001); Почетная грамота Министерства образования РФ (2003); Почетная грамота УР (2006); Почетная грамота Госсовета УР (2007); Почетный работник ВПО РФ (2012); Благодарность Главы УР (2015); Заслуженный работник высшей школы РФ (2019).

Научные публикации: учебно-методических пособий – 12, электронных учебных изданий-2, монографий (разделов) – 15, статей – более 300, в том числе: ВАК - 25, Scopus – 12 (из них 2 статьи в журналах, входящих в 1-й квартиль).


Платунова ГР - фото-сайт 1 (2) Платунова Гузель Рашидовна

Доцент, кандидат биологических наук

Учебные дисциплины: «Общая экология», «Учение о биосфере», «Экология растений и микроорганизмов», «Охрана ОС», «Правовые основы природопользования и охраны ОС», «Междунар. сотрудничество в области охраны ОС», «Экологический менеджмент», «Экология и охрана природы».

Тематика научных исследований: особенности формирования растительного покрова водотоков в условиях города; флора аквальных местообитаний шлакоотвалов пром. предприятий; биоиндикация и биомониторинг насел. пунктов; изучение биологии и экологии инвазивных видов растений.

Подробнее

Образование: УдГУ: специалитет (эколог) (2005); аспирантура; проф. переподготовка «Педагог. деят. в проф. образовании» (2018); АНО ДПО «ВГАППССС», проф. переподготовка «Учитель биологии» (2020).

Повышение квалификации: «Актуал. вопросы управления развитием междунар. научно-образовательной деят. в вузе», «ЭИОС вуза», «Биомониторинг как средство повышения эколог. компетенции работников образования естественно-научного цикла», «Основы проектной деятельности», «Маркетинг образования: продвижение образ. организации на междунар. рынке образов. услуг», «Стратегии привлечения иностр. студентов в приоритетных странах экспорта росс. образования», «Особенности организации учебного процесса с иностранными обучающимися в дистанц. формате», «Охрана труда и ОПП», «Повышение квалиф. междунар. персонала в рамках программы Erasmus+ (Финляндия)».

Трудовая деятельность: УдГУ, с 2005 г. (осн.).

Награды: Почетная грамота Главы МО «город Ижевск» (2017), Почетная грамота Министерства образования и науки УР (2020).

Научные публикации: учебно-методических пособий – 5, электронных учебных изданий – 2, монографий (разделов) – 2, статей – 55, в том числе: ВАК - 10, Scopus – 1.


Гагарина ОВ-фото-сайт Гагарина Ольга Вячеславовна

Доцент, кандидат географических наук

Учебные дисциплины: «Охрана водных ресурсов», «Экологический мониторинг», «Методы контроля окружающей среды», «Методы экологических исследований и оценки систем природопользования», «Математико-экологическое моделирование».

Тематика научных исследований: гидрохимический режим водных объектов; качество природных вод; антропогенная нагрузка на речные бассейны; инженерные гидрометеорологические изыскания.

Подробнее

Образование: УдГУ: специалитет (географ; преподаватель) (1990); аспирантура (2007); магистратура (экология и природоп.) (2016).

Повышение квалификации: «Инженерно-гидрометеорол. изыскания», «Теорет. и практич. аспекты внедрения системы управления качеством в вузе», «Современные эколого-аналит. методы исследования ОС», «Англ. язык», «Практические вопросы инженерно-гидравл. изысканий: прикладная климатология, гидрорасчеты, гидравлика, русловые процессы», «Инженерно-эколог. изыскания и мероприятия по ООС», «Русловые процессы в инженерно-гидрометеоролог. изысканиях», «ЭИОС вуза», «Технология создания электронных обучающих курсов в системе дистанц. обучения на базе LMS Moodle», «Охрана труда и ОПП».

Трудовая деятельность: МОУ «СШ №62», 1990-1995 (учитель); Упр. Росприроднадзора по УР, 2014-2017 (эксперт), АО «Прикампромпроект», с 2015 г. (проектная деятельность); УдГУ, с 1995 г. (осн.).

Награды: Почетная грамота Министерства образования и науки УР (2011), Почетное звание «Почетный работник сферы образования РФ» (2018).

Научные публикации: учебно-методических пособий – 15, электронных учебных изданий – 5, монографий (разделов) –18, статей – 67, в том числе: ВАК - 20.


Малькова И.Л. Малькова Ирина Леонидовна

Доцент, кандидат географических наук, доцент

Учебные дисциплины: «Экология человека», «Геоэкология», «Основы природопользования», «Социальная экология», «Основы экологического образования и воспитания», «Методология научно-исследовательской работы».

Тематика научных исследований: исследование влияния факторов ОС на здоровье населения и распространение природно-очаговых заболеваний; экологическое образование и воспитание; систематизация, обработка и картографирование медико-экологической информации.

Подробнее

Образование: УдГУ: специалитет (географ; преподаватель) (1990); аспирантура (2007); магистратура (экология и природоп.) (2016).

Повышение квалификации: «Инженерно-гидрометеорол. изыскания», «Теорет. и практич. аспекты внедрения системы управления качеством в вузе», «Современные эколого-аналит. методы исследования ОС», «Англ. язык», «Практические вопросы инженерно-гидравл. изысканий: прикладная климатология, гидрорасчеты, гидравлика, русловые процессы», «Инженерно-эколог. изыскания и мероприятия по ООС», «Русловые процессы в инженерно-гидрометеоролог. изысканиях», «ЭИОС вуза», «Технология создания электронных обучающих курсов в системе дистанц. обучения на базе LMS Moodle», «Охрана труда и ОПП».

Трудовая деятельность: МОУ «СШ №62», 1990-1995 (учитель); Упр. Росприроднадзора по УР, 2014-2017 (эксперт), АО «Прикампромпроект», с 2015 г. (проектная деятельность); УдГУ, с 1995 г. (осн.).

Награды: Почетная грамота Министерства образования и науки УР (2011), Почетное звание «Почетный работник сферы образования РФ» (2018).

Научные публикации: учебно-методических пособий – 15, электронных учебных изданий – 5, монографий (разделов) –18, статей – 67, в том числе: ВАК - 20.


Семакина А.В, Семакина Алсу Валерьевна

Доцент, кандидат географических наук, доцент

Учебные дисциплины: «Картография», «Компьютерный практикум», «Экономика природопользования», «ГИС в экологии и природопользовании», «Экологический аудит», «Экологическое картографирование», учебная практика (профильная, выездная).

Тематика научных исследований: оценка и картографирование экологической обстановки, вебкартография; моделирование природных процессов; оценка состояния атмосферного воздуха.

Подробнее

Образование: УдГУ: специалитет (эколог-природоп.) (2007); аспирантура (2011); проф. переподготовка «Педагогическая деятельность в проф. образовании» (2018).

Повышение квалификации: «Англ. язык», «Требования к методол. обеспечению испытаний и компетентности лабораторий», «Геоинформационное картографирование», «Биомониторинг как средство повышения эколог. компетенции работников образования естественно-научного цикла», «Обеспечение экол. безопасности руководителями и спец. общехозяйственных систем управления», «Охрана труда и ОПП».

Трудовая деятельность: УдГУ, с 2008 г. (осн.).

Гранты, конкурсы: соисполнитель темы НИР- «Атлас УР»; (2020-2021) соисполнитель грантового проекта ВОО «РГО», тема НИР - «Атлас деревень УР».

Награды: Почетная грамота УдГУ; Почетная грамота Министерства образования и науки УР; многократный призер и победитель межвузовских спартакиад «Здоровье» по лыжам и плаванию.

Научные публикации: учебно-методических пособий –5 , электронных учебных изданий – 2, монографий (разделов) –2, статей –70 , в том числе: ВАК - 15.


Рубцова И.Ю. Рубцова Ирина Юрьевна

Доцент, кандидат географических наук

Учебные дисциплины: «Компьютерные технологии и статистические методы в экологии и природопользовании», «Обращение с отходами», «Основы мат. статистики», «Охрана природы», «Экологические основы недропользования», «Геохимия ОС», «Основы геофизических методов исследований».

Тематика научных исследований: физическое и химическое загрязнение окружающей среды; промышленные отходы предприятий; медико-географические исследования; природно-очаговые заболевания.

Подробнее

Образование: УдГУ: специалитет (эколог-природоп.) (2007); аспирантура (2012); проф. переподготовка «Педагогическая деятельность в проф. образовании» (2018).

Повышение квалификации: «Технология эффект. взаимодействия преподавателя высшей школы с личностью и группой», «Совр. эколого-аналит. методы исследования ОС», «Прикладные вопросы естествознания», «Обращение с отходами», «Методические подходы к проблемам формирования примерной основы образ. программы в рамках перехода на ФГОС 3 3++», «Охрана труда и ОПП».

Трудовая деятельность: ПАО «Ижсталь», 2007-2010 (инженер по тех. надзору); УдГУ, с 2009 г. (осн.).

Награды: Почетная грамота УдГУ; Почетная грамота Администрации Индустриального района г. Ижевска.

Научные публикации: учебно-методических пособий –7 , электронных учебных изданий – 2, монографий (разделов) –3, статей –35 , в том числе: ВАК - 8.


Гагарин С.А. Гагарин Сергей Александрович

Старший преподаватель

Учебные дисциплины: «Техног. системы и экол. риск», «Природоохранные технол.», «Эколог. проектирование и экспертиза», «Нормирование и снижение загрязнения ОС», «Охрана атм. воздуха», «Инженерно-экол. изыскания», «Моделир. загрязнения атм. воздуха», «Эколог. нормиров-е», «Эколог. сопр. проектирования», «ОВОС», «Эколог. экспертиза проектов».

Тематика научных исследований: загрязнение атм. воздуха – акустическое и химическое; инженерная экология – ОВОС гражданских и промышленных объектов; моделирование процессов загрязнения.

Подробнее

Образование: УдГУ: специалитет БХФ (1990), проф. переподготовка «Педагог. деят. в проф. обр.» (2018).

Повышение квалификации: «Проведение измерений виброакустических параметров производст. и ОС», «Метролог. обеспечение аналит. контроля», «Инженерно-эколог. изыскания», «Геоинформационное картографирование», «Инженерно-гидрометеорол. изыскания», «Обращение с отходами», «Метод. подходы к проблемам формирования примерной основной образ. программы в рамках перехода на ФГОС-3 ++», «Биомониторинг как средство повышения эколог. компетенции работников образов. естественно-научного цикла», «Охрана труда и ОПП».

Трудовая деятельность: УГРП, 1992-1991 (гидрогеолог); ООО «Экосервис», 1992-1993 (инженер); УдГУ, с 1993 г. (осн.).

Награды: Почетные грамоты УдГУ, Индустриального района г. Ижевска, г. Ижевска, Министерства образования и науки УР.

Научные публикации: учебно-методических пособий – 3, электронных учебных изданий – 1, атласов – 1, монографий (разделов) – 3, статей – 39 , в том числе: ВАК - 8.


Новости

В сентябре 2020 г. вышел в свет «Медико-экологический атлас г.Ижевска». Он посвящен теме состояния окружающей среды и ее влияния на заболеваемость населения. Атлас содержит более 30 авторских карт, отражающих состояние природных сред и здоровья населения. В атлас входят карты уровня загрязнения атмосферного воздуха, карта родников города Ижевска, карта озеленения, карта загрязнения снежного и почвенного покрова, карты экологического риска и заболеваемости и др. Картографический материал. Картографический материал дополнен сопроводительным текстом, графиками и иллюстративным материалом.

Предлагаем ознакомиться с материалами атласа: Медико-экологический атлас г.Ижевска

Участие в олимпиадах

Результаты олимпиад
  • 2002 Командное место 3 (число участников команд 16)

Командный состав: Пономарев А.Л. (личное место 5); Вологжанин В.В. (личное место 6); Победы в отдельных номинациях не определялись.

  • 2003 Командное место 2 (число участников команд 16)

Командный состав: Пономарев А.Л., (личное место 2); Вологжанин В.В. (личное место 6); Победы в отдельных номинациях не определялись.

  • 2004 Командное место 1 (число участников команд 18)

Командный состав: Вологжанин В.В. (личное место 6); Беляева С.А. (личное место 5); Победы в отдельных номинациях не определялись.

  • 2005 Командное место 3 (число участников команд 23)

Командный состав: Беляева С.А. (личное место 2); Зяблов Ю.Н. (личное место 10); Победы в отдельных номинациях: Творческий конкурс по региональным проблемам природопользования (Беляева С.А. и Зяблов Ю.Н.), «Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза» (Беляева С.А.), «Геоэкология и экология человека» (Зяблов Ю.Н.)

  • 2006 Командное место 2 (число участников команд 23)

Командный состав: Зяблов Ю.Н. (личное место 2); Семенова Т.В. (личное место 8); Победы в отдельных номинациях: «Экологическая диагностика России» (Зяблов Ю.Н., Семенова Т.В.), «Эколог-эрудит» (Зяблов Ю.Н.)

  • 2007 Командное место 9 (число участников команд 23)

Командный состав: Смирнов Г.В. (личное место 10); Тепаева Д.А. (личное место20); Победы в отдельных номинациях: «Промышленная экология и техногенные риски» (Смирнов Г.В.)

  • 2008 Командное место 2 (число участников команд 24)

Командный состав: Сулин К.Б. (личное место 3); Чураков А.В. (личное место 4); Победы в отдельных номинациях: «Спешите спасти планету» (Сулин К.Б.), «Заповедные уголки, природа мира и красная книга» (Чураков А.В.)

  • 2009 Командное место 6 (число участников команд 28)

Командный состав: Морозов А.П. (личное место 8); Менгалиева А.А. (личное место 15); Победы в отдельных номинациях: нет

  • 2010 Командное место 6 (число участников команд 28)

Командный состав: Менгалиева А.А. (личное место 12); Урванцев И.А. (личное место 11); Победы в отдельных номинациях: нет

  • 2011 Командное место 3 (число участников команд 30)

Командный состав: Урванцев И.А. (личное место 3); Ложкина О.О. (личное место 4); Победы в отдельных номинациях: «Экогеохимия и биоиндикация» (Урванцев И.А., Ложкина О.О.), «Экологические проблемы отходов» (Урванцев И.А.)

  • 2013 Командное место 11 (число участников команд 34)

Командный состав: Ложкина О.О. (личное место 18); Рожихин Н.С. (личное место 23); Победы в отдельных номинациях: «Глобальные и региональные экологические проблемы» (Ложкина О.О.)

  • 2014 Командное место 10 (число участников команд 26)

Командный состав: Шарипов Л.Р. (личное место 21); Ильин В.И. (личное место 19); Победы в отдельных номинациях: нет

  • 2016 Командное место 11 (число участников команд 47)

Командный состав: Шарипов Л.Р. (личное место 29); Ильин В.И. (личное место 23); Победы в отдельных номинациях: Секция «Экогеохимия» (Ильин В.И., Шарипов Л.Р.)

  • 2017 Командное место 10 (число участников команд 32)

Командный состав: Федорова К.С. (личное место 18); Ильин В.И. (личное место 23); Победы в отдельных номинациях: нет

На Востоке России наши студенты тоже показывали прекрасные результаты: 1 место в командном зачете, 1 и 2 (Сулин К.Б. и Лопаткин А.С. соответственно) на олимпиаде в Улан-Удэ в 2008 г., 2 место на молодежной конференции в Новосибирске (Стерхова А.В., 2010 г.), 2 место на конкурсе проектов (Рыболовлева А.А., 2010).

Да, в последние годы успехи наших студентов стали реже и скромнее, чем в первой половине 2000-х. Сказываются и отток лучшей части выпускников школ в столичные вузы (на то и ЕГЭ), и прогрессирующее материально-техническое отставание от федеральных и национальных исследовательских университетом с их особым статусом и финансированием, и общее снижение уровня подготовки выпускников школ, испорченных ЕГЭ. Год от года растет число участников, и по мере накопления опыта происходит обычное в подобных случаях выравнивание класса. Тем не менее, результаты говорят сами за себя, тогда как целый ряд вузов с более громкими именами и рейтингами имеет менее громкие результаты.

В 2004 году Артемьева А.А. выиграла конкурс студенческих работ нефтяной кампании ТНК-ВР, в 2005 году Беляева С.А. – грант Международного благотворительного фонда имени Д.С. Лихачева. В 2010 г. Семенова Т.В. заняла 1 место на всероссийском конкурсе инновационных проектов (г. Москва), в этом же году Саранча М.А. становится одним из победителей Всероссийского конкурса научных проектов «Общенационального совета просветительских организаций» г. Москва в номинации «Туризм», в 2017г. Ильин В.И занял 1 место в номинации лучший доклад на секции «геоэкология и рациональное природопользование» в рамках международной научно-практической конференции «Теория и практика современных географических исследований» и 3 место в III международной студенческой интернет -олимпиаде по направлению «Экология» (Тольятти).

Состав и структура кафедры

В настоящее время кафедру возглавляет доктор географических наук, доцент Рысин И.И.. Ведущими преподавателями кафедры, работающими на полную ставку, являются:

  • доцент, кандидат географических наук, доцент Малькова И.Л.;
  • кандидат географических наук, доцент Гагарина О.В.;
  • ст. преподаватель Гагарин С.А.;
  • кандидат географических наук, доцент Семакина А.В.;
  • кандидат географических наук Рубцова И.Ю.;
  • кандидат биологических наук, доцент Холомогорова Н.В.;
  • кандидат биологических наук, доцент Платунова Г.;
  • кандидат биологических наук, доцент Котегов Б.Г;
  • кандидат биологических наук Шадрин В.А.;
  • ст.преподаватель Адаховский Д.А.

На часть ставки у нас работают: доцент Артемьева А.А., кандидат географических наук (с 2013 г.), доктор биологических наук, профессор Туганаев В.В. Важную роль в жизни кафедры играет «хозяйка» - ст. лаборант (ныне - документовед) Малькина И.А. При кафедре имеется кабинет экологии лаборатория, где работают Каргапольцева И.А и Калинина Н.Н.

Учебная страница

Экологическое образование в России относительно молодо. Поэтому разработкой его содержания начальный период времени занимались люди, сами такого образования в свое время не получившие: биологи, географы, геологи, инженеры. Данный аспект со временем компенсировался профессиональным ростом и прохождением курсов профессиональной переподготовки. В дополнение к этому, за последние 10 лет коллектив кафедры значительно омолодился выпускниками профильных специальностей. Кафедра природопользования УдГУ – одна из очень немногих в России экологических кафедр, где тон задают преподаватели, знающие содержание преподаваемых дисциплин не только по книгам, но и по прошлой или текущей работе (главным образом, хоздоговорная деятельность, такая как инженерно-экологические изыскания, разработка природоохранных разделов проектной документации, государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, в т.ч. в части воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза. Возможность зарабатывать практическим выполнением того, чему учим, дает не только практику и фактический материал, но и некоторую независимость от скудной бюджетной зарплаты и бюрократического аппарата. Нормативных документов, «регламентирующих организацию производственно-технологических экологических работ», существуют многие сотни, а с региональными и тысячи. Это не только законы и кодексы, но и бесчисленные постановления, письма, приказы руководителей ведомств, в т.ч. давно упраздненных, а также СНиПы, ГОСТы, СанПиНы, ГН, СП, РД, МУ и т.п. К тому же, в отличие от реальной экономики, где на кону серьезные деньги, в природопользовании систематизированные и постоянно обновляющиеся своды нормативных документов типа «Консультанта» отсутствуют. Всю нормативную базу не знают даже ее разработчики. Преподаватели, и те могут в лучшем случае «знать, что надо знать».

Ключевой компетенцией, необходимой для природоохранной работы на уровне предприятия или государственного природоохранного органа низового уровня, является владение методами разработки предельно-допустимых выбросов (ПДВ), нормативно-допустимых сбросов (НДС), предельных нормативов образования отходов и лимитов размещения (ПНООЛР), и расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду. Указанные документы экологического нормирования разрабатываются на основе проведения инвентаризации источников загрязнения (единиц производственного оборудования), что предполагает наличие у студентов некоторых основ технических знаний, умения хотя бы читать генплан. Требуется также использование многочисленных методик расчета образования загрязняющих веществ, что предполагает наличие вычислительных навыков. Разработка практических природоохранных мероприятий предполагает использование очистных сооружений, с учетом их назначения и технических характеристик. Однако согласно образовательным стандартам и программам дисциплин базовой части, техническая грамотность студентов-экологов не предусматривается.

Не менее важна практическая экономика природопользования на уровне предприятия. Не теорема Коуза, не схемы с квадратиками, а план счетов и бухгалтерский баланс. Курсы экологического менеджмента и аудита в учебные планы введены согласно ФГОС. Однако если студенты до их изучения не освоили некоторые основы бухгалтерского учета, то существует лишь очень маленькая вероятность того, что став государственными инспекторами, они смогут проверить реальность выполнения предприятием планов природоохранных мероприятий, предписаний и т.п., и большая вероятность, что менеджмент и аудит в их исполнении сведутся к перекладыванию и подшиванию бумаг, не ими составленных.

В рамках возможностей вуза мы всё это выправляем. Мы исходим из того, что успешное развитие подразделений университетов, осуществляющих экологическое образование, невозможно без устойчивого спроса на выпускников на рынке труда. В регионах России и в частности в Удмуртии обеспечить такой спрос может только возможность работы в самом массовом секторе рынка труда экологов - в природоохранных подразделениях производственных предприятий (отделы и лаборатории по охране окружающей среды), в т.ч. при совмещении функций специалистов по охране природы и охране труда. Это предполагает достаточно высокий уровень подготовки в области нормативных, технологических и санитарно-гигиенических аспектов охраны окружающей среды.

Понятно, что в университетском образовании не обойтись без дисциплин общеобразовательных, фундаментальных. Последовательное прохождение учебных курсов, аттестации, сдача зачетов и экзаменов – лишь одна сторона профессиональной подготовки, ориентированная на формирование суммы знаний. Не менее важны навыки приложения знаний к практическим задачам, готовность к их решению. Для достижения этой цели создана единая система учебных и производственных практик, курсовых и квалификационных работ, увязанных по содержанию и последовательно решаемым задачам. При этом число курсовых работ ограничено (одна в год), но значение их не сводится к углубленному изучению отдельных разделов отдельных курсов. Курсовые работы являются не реферативными, а творческими, неповторимыми, «привязанными» к особенностям и проблемам региона и ввиду этого попытки отдельных студентов отделаться безликими «болванками», изобильно представленными в Интернете, неотвратимо караются неудовлетворительными оценками и потому распространения не получают.

На младших курсах студенты приобретают навыки работы с литературными источниками и одновременно готовятся к предстоящим учебным полевым практикам. Студент пишет по литературным данным работу, тематически связанную с местом и характером предстоящей производственной практики, акцентируя при этом внимание на проблемах природопользования, существующих в соответствующей отрасли, на предприятии (в организации). Производственную практику студенты проходят на заводах, в нефтяных кампаниях, государственных природоохранных органах, проектно-изыскательских организациях, заповедниках и экологических лагерях.

На 3-м курсе основное внимание уделяется анализу собранных в ходе производственной практики материалов и сопоставлению их с региональными и глобальными закономерностями и тенденциями. На завершающем этапе обучения( 4 курс), в выпускной квалификационной работе, анализируются (сопоставляются) более полные данные, собранные за две практики, на основе этих данных делаются научные и практические выводы, разрабатываются практические рекомендации по решению существующих проблем природопользования.

Переход на многоуровневую систему подготовки (4-летний бакалавриат и 2-летняя магистратура) сказался в большей степени на организационных формах, чем на содержании образования. Сокращение объема подготовки при уменьшении срока обучения по основной программе с 5 до 4 лет произошло, главным образом, по гуманитарным дисциплинам, тогда как профессиональная подготовка сохранилась практически в полном объеме. Магистратура предполагает более углубленное изучение профильных курсов, в связи с чем, некоторые сложности возникают с разным базовым уровнем подготовки магистрантов – выпускников других специальностей. Данная проблема решается путем индивидуального подхода преподавателей при чтении курса.

За все годы подготовки уровень трудоустройства выпускников по специальности составляет около 2/3 (в отдельные годы от 45% до 75%).

Прохождение практик

Проведение выездных дальних выездных практик является одним из факторов расширения пространственного кругозора у студентов географического факультета, и как следствие необходимой составляющей учебного процесса. В связи с недостаточным финансированием в 90-е годы проведение дальних практик было временно приостановлено. Вновь, в рамках кафедры, оно было возобновлено лишь с 2003г. В подготовке и проведении практики в разные годы участвовали аспиранты и преподаватели кафедры: Борисов А.В, Машков К.А., Вологжанин В.В., Кашин А.А, Семакина А.В., Рубцова И.Ю. В рамках практики, студенты знакомятся с характерными особенностями природопользования разных регионов. Часть из них находят здесь места прохождения производственных практик и последующего трудоустройства. За это время, наши студенты посетили такие природные регионы: Северный и Южный Урал, Карелию, Алтай, Восточные и Западные Саяны, Северный Кавказ, Казахстан, Байкал. Из каждой практики студенты привозили с собой яркие воспоминания, как то посещение действующей шахты в Пермском крае, восхождение на горы в Алтайском, Вишерском и др. заповедниках, белые ночи Карелии, неповторимые Телецкое озеро и Байкал. Во время практики студенты посещают предприятия, знакомятся с технологическими циклами и основными видами воздействия характерными для данной организации на разных стадиях производства. Данная практика помогает профессиональной ориентации студента. Во многих случаях, студенты, проходящие практику на предприятии, в дальнейшем становятся его сотрудниками.